1236 постановление правительства

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 1236

Участие в тендерных процедурах, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года №1236. ПП 1236

Постановление Правительства от 16 ноября 2015 года №1236 (Далее ПП 1236) устанавливает запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) к закупкам по 44-ФЗ. Рассмотрим ПП 1236 подробнее, в последней его редакции (ПП от 30 марта 2019 г. № 393).

С 1 января 2018 г. устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее — программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев

ИСКЛЮЧЕНИЯ ПО ПП №1236

Если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр российского ПО) и реестре евразийского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке; (С 1 января 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594), либо;

если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. (С 1 января 2018 г. в редакции ПП от 20.12.2017 № 1594).

ЗАПРЕТЫ ПО ПП 1236

Под запретом оказывается, как, собственно ПО, так и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

— поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование ПО, посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

— поставка, техническое обслуживание персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта;

-выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав;

— оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. (Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — ПП от 20.12.2017 № 1594).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПО ПП 1236

Подтверждением происхождения программ для ЭВМ и баз данных из РФ является наличие в реестре российского ПО сведений о таких программах для ЭВМ и базах данных;

Подтверждением, что программа для ЭВМ и база данных относится к государству — члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.

(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594)

На программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в реестр евразийского программного обеспечения, распространяются дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденные постановлением ПП от 23 марта 2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». (Дополнен с 1 января 2018 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594)

ПП 1236 НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

Запрет на допуск иностранного ПО не распространяется:

— на осуществление закупок ПО и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.

— Действие ПП 1236 не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.

ПП 1236 запрещает заказчику допускать замену поставщиками российского и евразийского ПО на иное.

ПП 1236 возлагает обязанность на Минсвязи обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства. В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236. На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.

ОБОСНОВАНИЕ ЗАКАЗЧИКОМ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ПО ПО ПП 1236

Если заказчик решит приобрести зарубежное ПО, то ему потребуется приложить к тендерной документации обоснование выбора. В обосновании заказчик должен будет предоставить следующую информацию:

  1. Причина невозможности приобретения российского ПО.
  2. Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
  3. Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
  4. Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.

Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. При приобретении товаров у единственного поставщика документация не публикуется в ЕИС, однако и в этом случае размещение процедуры без обоснования чревато наказанием со стороны ФАС.

Пример участия в закупке в соответствии с ПП 1236

В аукционной документации на поставку системных блоков заказчик включил требование о предустановке на них операционной системы Windows 10. Обоснование при этом в составе аукционной документации отсутствовало. Потенциальный участник обжаловал документацию в ФАСе, ссылаясь на игнорирование ПП 1236. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу пришёл к выводу, что заявитель прав – в описании объекта закупки обоснование выбора заказчиком ОС Windows – программного продукта, происходящего не из России, и не из стран ЕАЭС отсутствует. Пришлось заказчику вносить изменения в документацию и проводить процедуру повторно,

В ПП 1236 не упоминается перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. То есть, достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.

Законодательство не обязывает разработчиков ПО подавать сведения о своем товаре в единый реестр. К тому же, с момента подачи заявления до включения в реестр проходит порядка 70 дней. И тут возникают коллизии.

Пример на поставку ПО в соответствии с ПП 1236

На участие в аукционе на поставку ПО, проводимого в соответствии с ПП 1236 была подана заявка с предложением о поставке программного продукта с указанием в форме 2 его российского происхождения. Ко второй части заявки была приложена декларация соответствия. Заказчик отклонил заявку на основании того, что наименование предложенного программного продукта отсутствовало в реестре. Участник обжаловал отклонение в ФАС, но ФАС принял сторону заказчика, поскольку на момент рассмотрения заявки спорный программный продукт еще не был включен в реестр. Участник добился справедливости, но уже в арбитражном суде.

А как быть участнику, если он обнаружит в ЕИС процедуру, предполагающую поставку компьютерной техники и не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование программ? Не стоит принимать участие в такой процедуре. Скорее всего, документацию обжалует кто-нибудь из бдительных участников, и ФАС заставит заказчика разделить процедуру. А если даже заказчик и победит в ФАСе, арбитражный суд, скорее всего, встанет на сторону заявителя.

В заключение напомним участникам, что при подаче заявок на тендеры, проводимые в соответствии с ПП 1236 обязательно следует указывать страны происхождения программных продуктов в первых частях заявок, прикладывать декларации соответствия, и, конечно, предлагать только те программные продукты, которые включены в реестр ПО (российский или евразийский).

Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 — как применять

С 16 ноября 2016 года действует постановление Правительства России №1236. Оно устанавливает запрет на приобретение в рамках государственных закупок программного обеспечения иностранного производства. Однако далеко не все необходимое современному заказчику ПО имеет российские аналоги. В этом случае придется составлять грамотное обоснование необходимости приобретения иностранной продукции.

Суть постановления

Постановление Правительства № 1236 вводит полный запрет на приобретение программного обеспечения иностранного производства, если существуют аналоги, разработанные в России. Под запрет попадают следующие категории товаров:

  1. Операционные системы.
  2. Сетевое программное обеспечение.
  3. ПО, предназначенное для администрирования баз данных.
  4. Инструментальные средства для обеспечения языков программирования.
  5. Программные продукты, предназначенные для повышения эффективность ведения бизнеса.
  6. Прикладное и системное ПО.

Запрет распространяется не только на само ПО, но и на исключительные права на такое обеспечение, а также право эксплуатации. Форма передачи программных продуктов значения не имеет.

Пунктом 6 постановления 1236 на Министерство связи и массовых коммуникаций возлагается обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства. В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236. На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.

Когда закупать можно

Постановление 1236 предусматривает несколько случаев, когда допускается закупка иностранного ПО:

  1. Если сведения о требуемом программном продукте или его полных аналогах отсутствует в едином реестре (подпункт а пункта 2 постановления).
  2. В реестре имеются сведения о ПО того же класса, что и требуемый продукт, однако его технические или эксплуатационные характеристики не соответствуют потребностям заказчика (подпункт б пункта 2 постановления).
  3. Закупка проводится консульствами, дипломатическими или торговыми представительствами, работающими на территории иностранных государств (пункт 3 постановления).
  4. Планируется закупка ПО, сведения о котором составляют государственную тайну (пункт 4 постановления).

Если организация всё же решит приобрести продукцию иностранного производства, то следует приложить к документации правильно составленное обоснование своего выбора. В противном случае действия будут признаны нарушением законодательства.

Как обосновать закупку

Если заказчику необходим программный продукт, сведения о котором отсутствуют в едином реестре, ему придется составить соответствующее обоснование. В документе должна содержаться следующая информация:

  1. Причина невозможности приобретения российского программного продукта.
  2. Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
  3. Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
  4. Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.

Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. Сложности возникают при приобретении товаров у единственного поставщика. В этом случае документация не публикуется в ЕИС и можно сделать вывод о том, что и обоснование размещать не нужно. Однако такой подход может быть неоднозначно оценен контролирующими органами. Точно ясно только то, что создавать и утверждать документ заказчик обязан в любом случае.

Действия поставщиков

В постановлении Правительства за номером 1236 не приводится перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. Из этого можно сделать вывод, что достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.

В связи с тем, что законодательно не предусмотрена обязанность разработчиков программных продуктов подавать сведения о своем товаре в единый реестр, возникает немало проблем. Известны случаи, когда заказчики отклоняли предложения о поставке российских программ, обосновывая это отсутствием сведений о них в реестре. Формально заказчик прав и строго исполняет требования постановления 1236. На самом деле отсутствие данных в реестре не является подтверждением производства ПО на территории иностранного государства. В такой ситуации поставщик должен подавать жалобу в ФАС и оспаривать отклонение его заявки.

При закупке других товаров заказчики и поставщики нередко прибегают к своеобразной хитрости и во время исполнения контракта меняют ранее оговоренную продукцию на иную, обуславливая это улучшением характеристик. Такие действия не противоречат нормам статьи 95 44-ФЗ. Теоретически можно было бы и при приобретении ПО во время исполнения своих обязательств поставщику вместо отечественного продукта поставить иностранное ПО. Однако законодатель предусмотрел такую возможность. В пункте 5 постановления 1236 четко прописан запрет на замену ПО, предложенного победителем тендера в своей заявке, на какое-либо другое.

Таким образом, заказчикам важно внимательно следить за исполнением норм постановления Правительства за номером 1236. За не установление запрета, когда он необходим, на организацию и ответственное лицо налагает штраф, в установленном Административным Кодексом порядке.

С 1 января 2018 года вступили в действие дополнительные ограничения на закупки программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд, принятые в конце декабря 2017 года (постановлением правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594).

Документ вносит изменения в постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», играющего сегодня главную роль в импортозамещении программного обеспечения.

О том, что эти изменения сняли запрет на госзакупки программного обеспечения, происходящего из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС; кроме России в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и о создании соответствующего реестра, D-Russia.ru уже писал.

Напомним о других существенных изменениях.

Если ранее запрет распространялся только на «прямое» приобретение зарубежного программного обеспечения (или прав на него в виде лицензий), то теперь неважно, каким способом госзаказчик получает права на использование ПО – по модели SaaS (Software as a Service), при покупке оборудования с предустановленным ПО, при разработке новых или модернизации уже работающих у заказчика информационных систем или при закупке услуг по их сопровождению и технической поддержке.

Согласно уточнённой версии постановления №1236, госзаказчику при покупке программного продукта необходимо сверяться с реестром российского ПО в случаях:

  • предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством
    использования каналов связи и внешней информационно-технологической и
    программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
  • поставки и технического обслуживания «персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники», на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта – благодаря этому под контроль подпадают ОЕМ-поставки программных продуктов;
  • оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав – это вводит в сферу действия постановления №1236 закупки новых версий импортного ПО взамен установленного ранее;
  • оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав (речь, в частности, о дополнительных лицензиях).

Таким образом, в документе специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под предоставление услуг, в том числе «облачных», оказание услуг по созданию, модернизацию и сопровождению информационных систем, закупки предустановленного импортного ПО вместе с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением правительства №1236 и др.

Для того, чтобы избежать коллизий, которые возникали при закупке российских программных продуктов, по тем или иным причинам не входящие в реестр, в новой редакции постановления 1236 прямо сказано, что «подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах…» (или в реестре евразийского программного обеспечения, если программа для ЭВМ разработана в государстве ЕАЭС).

Ужесточены также требования к ПО, включаемому в реестр российских программных продуктов. Теперь включению в реестр подлежат (в дополнение к ранее установленным требованиям):

  • только те продукты, для которых отсутствуют ограничения, установленные в том числе иностранными государствами и препятствующие распространению или иному использованию программы для электронных вычислительных машин и базы данных на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
  • программное обеспечение, которое не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Ликвидирована ситуация, когда от программных продуктов категории «Информационная безопасность», вне зависимости от их функционала, требовался сертификат соответствия ПО требованиям информационной безопасности и (или) соответствующая лицензия у компании-правообладателя. Из-за этого, например, в реестр по формальным основаниям не принимали программы, предназначенные для восстановления паролей.

Теперь требования о наличии сертификата соответствия ПО требованиям информационной безопасности, и (или) соответствующих лицензий у компаний-правообладателей требуется только для ПО, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации.

Из постановления правительства № 1594

соответствие программного обеспечения требованиям безопасности информации подтверждено сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, выданным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (только для программного обеспечения, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации);

исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит лицам (правообладателям)…, имеющим лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (только для программного обеспечения, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации).

Постановление № 1594 вносит также изменения в порядок формирования и работы Экспертного совета по российскому программному обеспечению (который рассматривает заявки на включение программных продуктов в реестр отечественного ПО), возлагает на Минкомсвязь России обязанность ежегодно проверять соблюдение требований к программам, внесенным в реестр, и др.

Напомним также, что в марте прошлого года были введены дополнительные требования к офисному программному обеспечению (в эту категорию, помимо собственно офисных приложений, включены также операционные системы, антивирусы, коммуникационные программы и т.п.).

В соответствии с ними, для включения в реестр такое ПО должно работать как минимум на двух операционных системах, внесённых в реестр отечественного ПО, быть совместимым с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), не требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его распространение на территории России, а также соответствовать ряду других требований. Если доступ к ПО осуществляется через интернет-браузер, должна быть обеспечена совместимость с не менее чем тремя различными браузерами, один из которых должен входить в реестр российского программного обеспечения.

Текст постановления правительства № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с учётом изменений, внесённых в него постановлением правительства № 1594 (изменения выделены цветом), см. здесь.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!