Административное дело в отношении неустановленного лица

административка в отношении неопределенного лица

Всем доброго времени суток!!!
подскажите как в ваших регионах суды реагируют на возбуждение административного производства в отношении неопределенного лица, так сказать по факту. (по аналогии с уголовным процессом). и интересно мнение коллег по данному вопросу предусмотрено ли подобное возбуждение КоАП или нет? очень прошу откликнуться

А это как вообще возможно ?!))))) Ладно в уголовке понятно что ежели на чела доказухи не хватает, то возбуждают по факту но там потом предварительным расследованием устанавливают его вину. А тут основанием для привлечения к ответственности является протокол об административном правонарушении, который должен быть составлен в соответствии с КоАП РФ, а на сколько я помню они составляются только в отношении конкретных лиц или организаций.
Я ведь не говорю о составлении протокола в отношении неопределенного лица, я говорю о возбуждении дела в отношении неопред лица. я считаю что подобное поведение госоргана незаконно, но вот некоторые судьи считают наоборот

Кожанова Дарья, а вы мат. часть смотреть не пробовали, прежде чем спрашивать?

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

а может не будем умничать
Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.
1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
5) утратил силу;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
С чего вы взяли что только протокол свидетельствует о возбуждении дела? я вообще про протокол ничего не спрашивала. по протоколу у меня нет вопросов

Лесной форум Гринпис

Есть практика административного расследования в отношении неустановленных лиц?
Комментарий Гуева КоАП РФ
Статья 28.7. Административное расследование
1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.7 показывает, что:
1) они посвящены такому самостоятельному правовому институту, как административное расследование;
2) административное расследование проводится лишь при выявлении административного правонарушения в области:
е) охраны окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);
з) пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 19.13, 20.4);
Об иных случаях, когда проводится административное расследование см. ниже;
3) административное расследование проводится постольку, поскольку по делу об административных правонарушениях (из числа упомянутых выше):
а) осуществляется экспертиза (о порядке ее назначения и проведения, а также составления заключения эксперта см. коммент. к ст. 25.9, 26.4);
б) необходимо провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (например, если это сопряжено с привлечением специалиста, который дает пояснения, см. коммент. к ст. 25.8).
2. Применяя правила ч. 2, 3, 3.1 ст. 28.7, нужно обратить внимание на то, что:
1) решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней);
2) о возбуждении дела и проведении административного расследования (после вступления в силу с 12.07.09 изменений внесенных в ч. 3 всякие дискуссии о том, выносится ли самостоятельное определение о проведении административного расследования — теряют смысл) выносится определение (если дело возбуждается прокурором, то последний выносит постановление, см. об этом подробный коммент. к ст. 28.4). И определение, и постановление выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования). См. об этом также п. 10 Обзора от 28.05.08;

3) сведения в соответствии с ч. 3 ст. 28.7 в упомянутом определении указываются обязательно; отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение (о сведениях, которые включаются в постановление прокурора, см. коммент. к ч. 2 ст. 28.4, 28.2);
4) ч. 3.1 была введена Законом от 05.01.06 (он вступил в силу с 20.01.06) в ст. 28.7 внесены серьезные дополнения. Установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:
а) разъяснить права и обязанности лицам, в отношении которых оно вынесено;
б) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.
3. Как отмечалось выше, виды административных правонарушений по которым проводится административное расследование — часто дополняются, например, Законом от 02.02.06 (он вступил в силу 09.02.06) установлено, что административное расследование проводится также по делам о нарушениях законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (см. о таких правонарушениях комментарий к ст. 7.29-7.32). Федеральным законом от 08.05.06 N 65-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» установлено, что оно проводится по дедам об АП нарушающим законодательство в области экспортного контроля. Федеральным законом от 27.07.06 N 139-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» установлено, что административное расследование проводится и при нарушении законодательства о банкротстве. Федеральным законом от 22.07.08 N 126-ФЗ «О внесении изменения в ст. 28.7 КоАП РФ» установлено, что оно проводится и при нарушении законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах». Законом N 281 от 25.12.08 установлено, что административное расследование проводится и при нарушении законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Законом N 9 от 09.02.09 установлено, что оно проводится и при нарушении законодательства об АО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах. Федеральным законом от 03.06.09 N 112-ФЗ о внесении изменения в ст. 28.7 КоАП РФ» установлено, что административное расследование проводится и при нарушении миграционного законодательства. И в дальнейшем перечень таких видов может изменяться, в связи с эти необходимо отслеживать эти изменения. (так, последнее изменение внесено Законом N 380 от 28.12.09: установлено, что с 28.03.10 административное расследование проводится и по делам об АП нарушающих законодательство об охране здоровья граждан, а также законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
4. Характеризуя правила ч. 4-5.2 ст. 28.8, нужно отметить, что:
1) административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления (например, если административное правонарушение в области налогов и сборов выявлено в ходе камеральной проверки в помещении налогового органа). С 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118), если дело возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях (см. о них коммент. к ст. 28.3), то он и проводит административное расследование. Однако руководитель органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (либо его заместитель) могут поручить расследование другому должностному лицу, (но также из числа лиц уполномоченных составлять протокол);
2) в ч. 5 до 28.03.10 было установлено, что срок административного расследования:
а) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня;
б) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:
срок может быть продлен только по письменному ходатайству (см. коммент. к ст. 24.4) должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
до 12.07.09 этот срок вправе был продлить только вышестоящее должностное лицо (как непосредственно вышестоящее, так и должностное лицо еще более высокого уровня, например, МВД России). После 12.07.09 срок вправе продлить руководитель (его заместитель) органа в производстве которого дело об АП.
в) по делам о нарушении таможенных правил срок продлевается только руководителем вышестоящего таможенного органа. При этом в данном случае срок может быть продлен до 6 календарных месяцев (учитывая сложность данной категории дел). После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 28.7 Законом N 210 от 24.07.07 (т.е. с 11.08.07) аналогично решается вопрос о продлении срока и по делам о нарушении ПДД или правил эксплуатации ТС (повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью); при этом правом продления срока наделен руководителем вышестоящего органа внутренних дел (чаще всего — ГИБДД);
После вступления в силу (с 28.03.10) изменений внесенных в ч. 5 Законом N 380 от 28.12.09 указанные правила несколько уточнены. Установлено, что месячный срок проведения административного расследования может быть продлен только решением руководителя (либо его заместителя):
— органа в производстве которого находится дело об АП — но не более чем на 1 календарный месяц;
— вышестоящего таможенного органа (либо решением непосредственно руководителя ФТС или его заместителя) — на срок не более 6 календарных месяцев;
— вышестоящего органа (например, органа ГИБДД) по делам о нарушении ПДД или нарушения правил эксплуатации ТС (если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, см. об этом комментарий к ст. 12.24) — на срок не более 6 календарных месяцев;
3) части 5.1 и 5.2 были введены Федеральным законом от 29.06.09 N 133-ФЗ «О внесении изменений в ст. 28.7 КоАП РФ» и вступили в силу с 12.07.09. Они посвящены определению (именно таким актом оформляется решение о продлении срока) руководителя (его заместителя) о продлении срока административного расследования. Оно:
а) должно содержать все сведения прямо указанные в ч. 5.1. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений — обесценивает данное определение;
б) может содержать и иные сведения, которые отражают специфику данного конкретного случая: правила ч. 5.1 — этому не препятствуют;
в) не позднее одних календарных суток (с момента вынесения) вручается (в виде копии) под расписку или высылается лицу в отношении которого административное расследование проводится, а также потерпевшему.

5. В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 после окончания административного расследования (и с учетом его результатов):
а) либо составляется протокол об административном правонарушении (в соответствии со ст. 28.2, см. коммент. к ней);
б) либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9, 29.10). Данное постановление может быть обжаловано (см. коммент. к ст. 30.1). О судебной практике применения ст. 29.7 см. п. 3 Пост. N 5. В частности ВС отметил, что круг ДЛ, уполномоченных на проведение административного расследования — является исчерпывающим. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных ДЛ, направленных на установление всех обстоятельств АП, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с УПК.
Из выше изложенного следует что вынесение определения в отношении неустановленных лиц недопустимо
[Прошу Ваше мнение по вопросу законно ли будет возбуждение дела об административном правонарушении и проведение по нему административного расследования в отношении неустановленных лиц.

49 человек: В отношении тольяттинца возбуждено уголовное дело

Сотрудниками участковых уполномоченных полиции совместно с инспектором отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ставропольскому району была осуществлена проверка соблюдения законодательства о миграционном учете и регистрации граждан Российской Федерации.

В ходе проверки в одном из сёл Ставропольского района был установлен факт фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства в жилом помещении, фактически не пригодном для проживания.

Житель Тольятти 1971 года рождения, ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, являясь собственником жилого помещения, зарегистрировал по месту пребывания (жительства) в жилом доме, 49 граждан Российской Федерации. При этом предоставлять жилплощадь мужчина не намеревался. Во время беседы с полицейскими он пояснил, что был предупрежден об ответственности за нарушение миграционного законодательства, но все равно оказывал данную услугу по просьбе знакомых, а некоторых регистрировал за денежное вознаграждение в размере от 4 000 до 6 000 рублей.

В настоящее время отделом дознания ОМВД России по Ставропольскому району возбужденно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Фиктивная постановка на учет гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации». Санкцией данной статьи предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

На территории Самарской области сотрудники полиции продолжают работу, направленную на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства.

Пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области

фото: ГУ МВД России по Самарской области

Как пишется неустановленное лицо: слитно или раздельно?

При употреблении в письменной речи словосочетания «не(?)установленное лицо» нашей самой главной задачей, когда мы будем выбирать слитный или раздельный вариант, становится верное отнесение слова «не(?)установленное» к нужной части речи и правильный анализ структуры всего предложения.

Поскольку слово «не(?)установленное» (от «не(?)установленный») выступает в словосочетании не в значении «не поставленное, не вмонтированное, не размещённое», а как «не выясненное», то оно с огромной долей вероятности будет в высказывании в роли имени прилагательного, а не причастия. Таким образом, не видя в словосочетании «не(?)установленное лицо» зависимого слова (например, «не установленное никем вчера лицо»), мы выбираем слитный вариант, если предложение не содержит условий, перечисленных ниже.

Высказывание, в котором имеется противопоставление (например, «не установленное лицо, а инкогнито»), то напишем раздельно.

Явное противопоставление в предложении (например, «отнюдь не установленное лицо») также скажет о раздельном написании.

Примеры предложений:

«Письма в почтовые ящики подбрасывает кто-то, кого мы можем назвать неустановленным лицом».

«Это не установленное лицо, а никому неизвестная личность».

Признаки преступления как элемент основания для возбуждения уголовного дела

Поскольку без наличия признаков преступления не может возникать и основание для возбуждения уголовного дела, рассмотрим их в первую очередь. По мнению ряда авторов, «признаки преступления — это определенные факты реальной действительности, представляющие собой следы преступления, указывающие на возможность совершения конкретного преступления». В этом смысле признаки преступления иногда именуются криминалистическими. Но нас больше интересует не криминалистический, а уголовно-правовой подход к признакам преступления, поскольку признаки не стоит воспринимать в буквальном смысле слова.

Понятие «признаки преступления» используется в правовой науке в нескольких значениях и не имеет однозначного значения и толкования. Следует признать, что в целом термин «признаки преступления» — в большей части уголовно-правовой. В теории уголовного процесса он исследуется в связи с анализом основания для возбуждения уголовного дела и только потому, что законодатель его использует в тексте закона (ст. 140 УПК). Содержание термина «признаки преступления» воспринимается правоприменителями недостаточно четко и зачастую отождествляется с понятием «состав преступления», что ведет к искажению замысла законодателя по поводу того, что на момент возбуждения уголовного дела нет необходимости устанавливать все элементы состава преступления. Это ведет к тому, что на первом этапе уголовного судопроизводства деятельность правоприменителя фактически направлена на установление не признаков преступления, а на установлении времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, то есть события преступления. В этой связи следует согласиться с мнением Ю.В. Овсянникова, который предлагает использовать в законе вместо термина «признаки преступления» — «наличие достаточных данных, указывающих на событие преступления».186 Уголовно-правовой подход к признакам преступления, в свою очередь, заключается в определении качественных характеристик события, по которым оно распознается как общественно опасное и противоправное.

Эти черты в своей совокупности характеризуют сущность преступления данного вида, свидетельствуют о характере и степени его общественной опасности и потому «возведены в ранг» признака состава преступления.

Вообще уголовно-правовая сторона «признаков преступления» достаточно детально описана в юридической литературе. Приведем мнение некоторых ученых-процессуалистов, толкующих основание как:

— наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой закона;

— минимум фактических данных, содержащих признаки преступления, относящихся к объективной стороне;

— выяснение признаков, относящихся к объекту посягательства и объективной стороне деяния;

— данные о наличии (или отсутствии) каждого из признаков, характеризующих определенное общественно-опасное деяние как преступление;

— объективные признаки (объект и объективная сторона) и в некоторых случаях признаки, характерные для специального субъекта преступления.

Признаки преступления в деянии выявляются путем сопоставления его обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с признаками, указанными в диспозиции одной или нескольких статей уголовного закона (Особенной части УК), предусматривающими ответственность за действия, сходные с теми, информация о которых содержится в первичном материале. Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. М. 2000. С.231. Конечно, элементы признаков преступления находятся в тесной связи с признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Вместе с тем, как я уже отмечал, в момент принятии решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения о всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем — судебного разбирательства. Поэтому, если заявитель о преступлении не может указать лицо, совершившее преступление, то данное обстоятельство не может расцениваться как основание для отказа в возбуждении уголовного дела.

При анализе понятия признаков преступления как необходимого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно наглядно проявляется неразрывная связь уголовного и уголовно-процессуального права. Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона. Уголовное дело может быть возбуждено только относительно преступления. Таковым, на основании уголовного закона может считаться такое деяние, которое обладает признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости. Поэтому на момент возбуждения уголовного дела у соответствующих органов должны быть данные, которые указывали бы на совершение общественно-опасного, уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного определенной статьей уголовного закона. Если в сообщении о деянии нет указаний о наличии уголовно-наказуемого деяния, а есть данные о совершении административного или дисциплинарного проступка, то нет и основания для возбуждения уголовного дела. В этой связи, при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо обращать внимание на те признаки, которые отграничивают уголовно- наказуемое деяние от действий, порождающих лишь административные, гражданско-правовые и иные отношения, то есть признаки, характеризующие общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Что касается такого признака деяния как виновность, то при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления этот признак преступного деяния может и не устанавливаться.

Решающее значение имеет степень общественной опасности деяния. Общественная опасность присуща любым правонарушениям, а преступление — лишь наиболее опасное из них. В ст. 14 УК РФ раскрывается общественная опасность, как свойство преступления в целом, и в то же время указывается, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо преступного деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, установление фактических данных, указывающих на малозначительность деяния, по существу означает отсутствие признаков преступления и свидетельствует об отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, хотя соответствующее деяние и может повлечь за собой применение административных, гражданско- правовых и иных мер.

Малозначительность деяния обусловливается не только свойствами объекта и характером действия или бездействия, но также характером и размерами наступивших последствий. Роль наступивших последствий как фактора, оказывающего существенное влияние на степень общественной опасности деяния, а следовательно, и на установление грани между преступлением и проступком, который не влечет применения уголовно-правовых мер, определяется, в частности, тем, что согласно закону за ряд преступлений уголовная ответственность наступает лишь при наличии значительных последствий: «значительный ущерб», «существенный вред», «тяжкие последствия» (ст. 167, 168, 224, 285, 286, 330 и другие статьи УК РФ).

Способ действий в ряде случаев используется законодательством в качестве основного критерия для установления уголовной ответственности за деяния, которые, будучи выполненными иными способами, влекут лишь административную, гражданско-правовую или иную ответственность. Так, для установления основания для возбуждения уголовного дела по признакам ст. 110 УК РФ требуется наличие достаточных данных, указывающих на жестокое обращение с потерпевшим и систематическое унижение его человеческого достоинства. Однако установление отягчающих обстоятельств преступления не может рассматриваться в качестве обязательного условия для решения вопроса о наличии признаков преступления как основания для возбуждения уголовного дела.

Общественная опасность определяется всеми признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, но определяется она этими признаками не в равной мере как по преступлениям в целом, так и по отдельным составам. Ведущее значение при установлении на стадии возбуждения уголовного дела степени общественной опасности имеют объективные признаки, в частности, объект, последствия преступления, способ его совершения. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившим последствием также является предметом рассмотрения при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела. Хотя следует отметить, что установление наличия или отсутствия причинной связи без производства предварительного расследования не всегда представляется возможным.

По ряду составов субъектом преступления может быть не любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, а лишь лицо, обладающее определенными качествами. Это обстоятельство нельзя не учитывать при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам деяния, уголовная ответственность за которое наступает лишь при наличии специального субъекта (например, по должностным или воинским преступлениям).

Рассматривая вопрос о наличии основания для возбуждения уголовного дела, следует иметь в виду, что признаки субъективной стороны преступления тесно связаны с признаками объективной стороны. В литературе справедливо указывалось на то, что объективное и субъективное в поведении людей тесно связано между собой. О признаках субъекта и субъективной стороны состава преступления можно судить по их внешним проявлениям — характеру деяния и его последствиям, т. е. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Вместе с тем для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех субъективных признаков преступления. Поэтому, в частности, неправильным будет отказ в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что заявитель не может указать на конкретное лицо, совершившее преступление. Полные данные о лице, форме его вины и других моментах субъективной стороны преступления, как правило, устанавливают не на стадии возбуждения уголовного дела, а в ходе предварительного расследования. Бобров В.К. Стадия возбуждения уголовного дела. Учебное пособие. М. 1997. С. 20-21.

Обязательным признаком преступления, тесно связанным с общественной опасностью, является уголовная противоправность, которая состоит в запрещенности деяния соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность — юридическое выражение общественной опасности преступления. Характер уголовной противоправности, как необходимого признака каждого преступления, выражается, прежде всего, в составе преступления, указанного в диспозиции статьи Особенной части Уголовного кодекса. Правильный анализ диспозиции соответствующей статьи УК при разрешении заявлений и сообщений позволяет определить наличие или отсутствие признака противоправности в рассматриваемом деянии, установить, запрещено ли оно данной нормой. Неправильное расширительное толкование уголовного закона может привести к необоснованному возбуждению уголовного дела. Напротив, ограничительное (вопреки смыслу закона) толкование нередко служит причиной необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела.

При установлении основания для возбуждения уголовного дела, орган ознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь должны выяснить, признаки какого конкретного состава преступления имеют место в данном случае. Квалификация деяния по определенной статье Уголовного кодекса — один из существенных вопросов, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела. Хотя при этом нельзя не подчеркнуть, что квалификация преступления в момент возбуждения уголовного дела может быть не окончательной, потому что в этой стадии, как правило, нет полных данных о признаках, характеризующих все элементы состава преступления.