ФЗ 247 2011

Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция)

Действие документа распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ). 19 июля 2011 года N 247-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 30.11.2011 N 342-ФЗ, от 30.12.2012 N 283-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 04.06.2014 N 144-ФЗ, от 04.11.2014 N 342-ФЗ, от 23.11.2015 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 05.12.2016 N 414-ФЗ, от 29.07.2017 N 271-ФЗ, от 23.04.2018 N 100-ФЗ, от 01.03.2020 N 29-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 03.12.2012 N 237-ФЗ, от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Денежное довольствие сотрудников
  • Статья 3. Пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел
  • Статья 4. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения
  • Статья 5. Предоставление жилого помещения в собственность
  • Статья 6. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма
  • Статья 7. Норма предоставления площади жилого помещения
  • Статья 8. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений
  • Статья 9. Предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции
  • Статья 10. Денежные компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и иных услуг
  • Статья 11. Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение
  • Статья 12. Меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей
  • Статья 12.1. Фонд денежного довольствия сотрудников
  • Статья 13. Исключена
  • Статья 14. Исключена
  • Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
  • Статья 16. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
  • Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Статья 18. О внесении изменения в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»
  • Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»
  • Статья 20. Заключительные положения
  • Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

ФЗ 247 представляет собой акт о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел. В РФ данный закон устанавливает гарантии правовой защиты сотрудника полиции, а также обращает внимание и на гарантии социальной защиты сотрудника полиции. В Российской Федерации рассматриваемые вопросы регулируются максимально подробно. Помимо №247 ФЗ о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел, существуют также документы, отражающие изменения актов, постановления Правительства, указания самого Министерства. Сотрудникам ОВД в РФ предлагается большое количество различных материальных поощрений, которые также устанавливаются рассматриваемым законом.

Общие положения

ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел», как и любой другой нормативный документ, предполагает регулирование определённого вида мероприятий. В данной ситуации речь идёт о гарантии правовой и социальной защиты сотрудников МВД, уголовно-исполнительной системы, даже приказ МЧС может установить подобные меры защиты. Предоставление соцгарантий в РФ предполагает не только постоянное денежное довольствие, которое рассматривается как заработная плата, но начисление различных премий и пенсий, передачу в собственность жилищной площади или компенсации за коммуналку.

Федеральный закон о социальных гарантиях распространяется только на определённых людей. Это следует из характера работы, определённого непосредственно в наименовании акта. Здесь затрагивается вопрос гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, социальные гарантии сотрудников УИС (уголовно-исполнительной системы), если они обладают соответствующим уровнем и числятся как работники только в конкретно-определённых структурах исполнительной власти. Кроме того, сюда можно отнести тех работников, что осуществляют охранную деятельность как частную, так и вневедомственную.

Закон о социальных гарантиях предполагает их предоставление не только самим лицам, которые непосредственно проходят службу, но также их членам семьи.

Отдельно следует сказать о лицах, которые считаются семьёй работника. ФЗ о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел прямо указывает на тех, кто помимо сотрудников ОВД, получает обязательное обеспечение, так как они выступают близкими людьми сотрудников полиции или иных органов.

К таким субъектам относят:

  1. Супруги. Права на получение матери
    альной помощи предлагаются жёнам и мужьям работников рассматриваемых органов, даже если они являются таковыми на момент смерти работника данной сферы.
  2. Дети. Ребёнок будет претендовать на помощь тогда, когда он не достиг восемнадцати или уже стал совершеннолетним, но ранее получил инвалидность, а также если ему нет двадцати трёх лет и он учится в институте, но только по очной программе.
  3. Иждивенцы. Лица, которых сотрудник полностью обеспечивал материально, также будут иметь возможность получать дополнительные компенсации.

О распоряжении получаемыми средствами также будут думать конкретные субъекты, которым они предназначены, за исключением малолетних детей. Кроме того, такая система, а именно наличие данного акта, обеспечивает защищённость интересов сотрудников милиции и других подобных органов.

Регулярные денежные выплаты

Рассматриваемый закон предполагает регулирование начислений разного рода выплат работникам указанных структур. Однако самым важным моментом является заработная плата, которая определяется как постоянный оклад или денежное довольствие. Материальное стимулирование подобного вида обязательно и производится регулярно в процессе исполнения должностных обязанностей. Устанавливать размеры начислений может только Правительство, локальные акты, такие, например, как приказ МЧС, руководителя управления МВД и так далее силу иметь не будут.

Довольствие всегда включает в себя и регулярную зарплату по занимаемой должности, и дополнительные перечисления в соответствии с имеющимися особыми условиями.

Оплата труда сотрудников зависит от инфляции, уровень которой определён по стране, а также имеющихся ресурсов в бюджете. Именно поэтому довольствие может увеличиваться пропорционально улучшению экономического состояния и снижению инфляции. Кроме того, за каждое полученное звание надбавка также будет увеличиваться. Любое решение относительно размеров довольствий принимается исключительно Правительством, поскольку данный орган непосредственно контролирует распределение бюджетных средств.

Говоря о дополнительных выплатах, которые предусматриваются для любого сотрудника и начисляются вместе с основным окладом, следует отметить следующие их виды:

  1. Надбавка за стаж. Чем выше срок прохождения службы, тем больше процент, который начисляется к окладу. Расчёт начинается в годах с двух до пяти, где предусматривается 10%. Далее ставка увеличивается на 5% по мере увеличения стажа от пяти до десяти, от десяти до пятнадцати, от пятнадцати до двадцати, от двадцати до двадцати пяти и свыше двадцати пяти лет. Максимальная ставка 40%.
  2. Доплата за имеющееся звание. Повышается сумма заработка в процентном соотношении от 5 до 30% с учётом класса звания. Возможно наличие одного из трёх классов, которые назначаются последовательно, и звание мастера.
  3. Доплата при работе в определённых условиях. Это может быть работа на опасных объектах, в местах хранения химических веществ, на комплексе Байконур, работа по чрезвычайным ситуациям и так далее. Ставка 100% от оклада.
  4. Надбавка в случае прохождения службы, связанной с охраняемой тайной. За любые сведения подобного рода начисляются дополнительные средства в связи с повышенным уровнем ответственности. Ставка равна 65%.
  5. Премии и поощрения за добросовестность при несении службы и определённые особые успехи, достигнутые в ходе её прохождения.
  6. Доплата за работу, выполнение которой касается риска жизнью или здоровьем, если это происходит не в военное время. Ставка доплаты 100%.
  7. Доплата за службу в районах с плохими экологическими условиями, например, Крайний Север.

Когда речь заходит о назначении и расчёте пенсии для лиц, которые оставили службу, то данный вопрос также будет решаться Правительством с учётом перечисленных выше условий работы.

Все начисления выполняются в размерах, установленных уполномоченным органом, и за счёт средств специального фонда, созданного для сотрудников соответствующих органов.

Указанный фонд был создан, чтобы выплачивать все причитающие выплаты сотрудникам рассматриваемых структур, независимо от того, обязательное это довольствие или же дополнительные перечисления. Кроме того, предполагается разделение на фонд для обеспечения аппарат управления на федеральном уровне и на территориальный фонд, предоставляющий денежное обеспечение сотрудникам во всех регионах страны. Формирование и организация рассматриваемого фонда осуществляется исключительно Правительством РФ.

Единовременная помощь

Законодатель в вопросах поощрения сотрудников различных структур большое внимание уделяет не только возможности получать существенного размера довольствие, включающее в себе много доплат, но и единовременным начислениям, которые могут быть вызваны теми или иными обстоятельствами. ФЗ №247 имеет в своём составе отдельную статью, посвящённую этому вопросу, которая прямо устанавливает возможность получения такой выплаты, причины отказа в ней.

Выплата, которая производится один раз, напрямую связана с конкретными обстоятельствами. Чаще всего это командировки, вынужденные переезды, проезд к медицинским учреждениям в целях пройти реабилитацию или лечение. Подобного рода начисления имеют определённые ограничения по размерам. Также служащим в трудных климатических условиях или в районе Крайнего Севера оплачивается ежегодный проезд к месту, где вся семья планирует провести отдых. Подобные выплаты не могут составлять сумму меньше одного оклада, но только за конкретный период, а именно за год. Если лицо ранее было удостоено государственных наград или орденов, то рассматриваемое пособие будет увеличено на сумму одного оклада.

Единовременные доплаты могут быть осуществлены как в процессе самой деятельности, так и после прекращения её осуществления.

Законодатель также предусматривает поддержку для тех, кто был уволен, не имея при этом возможности получать пенсию и не обладая стажем больше двадцати лет.

Однако подобная помощь может допускаться только при определённых причинах:

  • достижение лицом пенсионного возраста;
  • ухудшение состояния здоровья;
  • сокращение;
  • окончание срока, в течение которого сотрудник должен был работать;
  • нарушение условий соглашения со стороны руководства;
  • отсутствие возможности перевода на иную должность при сокращении либо отказ лица от такого перевода.

Рассматриваемый вариант помощи для тех, кто не обладает возможностью получать полноценную пенсию, будет оказываться ограниченное время, а именно в течение первого года с момента прекращения работы.

Устанавливаются случаи, которые, в принципе, не позволяют выплачивать дополнительные средства при увольнении.

Чтобы принять такое решение, должны быть зафиксированы следующие обстоятельства:

  • грубые нарушения работником дисциплины в процессе исполнения своих обязанностей;
  • многократное нарушение дисциплины, но только если имеется дисциплинарное наказание, которое ещё не снято;
  • отказ лица перейти на должность ниже из-за совершения им дисциплинарного проступка;
  • нарушение соглашения сотрудником;
  • нарушений работником ограничений и запретов, которые предусматриваются законодательными актами;
  • утрата доверия руководства;
  • подлог бумаг или предоставление ложной информации о себе при поступлении на работу;
  • совершение лицом преступления, если имеет приговор, а также в случае прекращения в отношении него уголовного дела, объявления амнистии или достижения перемирия сторон;
  • совершение поступка, не являющегося преступлением, но порочащего честь сотрудника;
  • нарушение правил, которые обязательны при заключении и подписании контракта на работу.

Данный перечень представлен как исчерпывающий, иные причины не могут считаться достаточными для лишения лица единовременной выплаты.

Предоставление жилищной пощади

Отдельным видом поощрения сотрудников соответствующих органов выступает передача в их владение жилья. Для работников рассматриваемой сферы деятельности предполагается передача жилплощади как в собственность, так и на основании соглашения о найме. Законодатель точно регламентирует каждый из предложенных вариантов поощрения, а все нормы и процедуры реализации контролируются непосредственно Правительством, так как предоставление жилья выступает одним из составляющих моментов материального обеспечения сотрудников ОВД.

Законодательством предполагается ограничение по квадратуре площади жилья с учётом количества членов в семье сотрудника органов.

Ограничения по площади, которая может быть приобретена сотрудником, варьируют от тридцати трёх до сорока двух квадратных метров, когда в семье один человек и два человека, соответственно. Если в семье трое и более человек, то тогда расчёт идёт с учётом каждого человека, а именно по восемнадцать квадратных метров на одного. Если сотрудник имеет учёную степень или специальное звание, то ему полагается предоставление дополнительных двадцати квадратных метров. Допускается в силу специфики параметров жилья превышать указанные пределы не больше, чем на девять квадратных метров.

Законодатель уделяет внимание всем возможным вариантам получения жилья сотрудниками соответствующих органов, устанавливая для этого необходимые условия. И первый вид передачи жилой площади — это оформление её в полное владение сотрудника.

Однако допустимо подобное лишь для определённого круга лиц:

  1. Семье сотрудника, если тот лишился жизни или же получил серьёзные проблемы со здоровьем в результате прохождения им своей службы. Жильё делится между членами семьи поровну и оформляется как общее.
  2. Сотрудникам, которые были признаны инвалидами и получили первую или вторую группу. Важно, что заболевание будет приниматься как основание, если оно было получено в результате исполнения служебных обязанностей.

Когда речь заходит о супругах погибших сотрудников, то они могут получить единовременную помощь в виде жилья только до того момента, пока снова не вступят в брачные отношения.

Ещё один вариант предоставления жилищной площади — это передача её при наличии соглашения о социальном найме. Для этого лицо должно быть уволено и обязательно поставлено на учёт, как нуждающееся в жилье, причём до 5 марта 2005 года. Эта же привилегия будет доступна и членам семьи уволенного человека, к которым относят только супругов, детей и иждивенцев. Если жилищная площадь рассматриваемым способом была оформлена, хоть и представляет собой собственность муниципалитета, то человека необходимо своевременно снять с учёта.

В случае с жильём, которым сотрудники лишь пользуются, но не владеют им полностью, всегда возможна процедура переоформления. Социальный наём, независимо от того, при каких условиях жилплощадь была передана, предполагает возможность дальнейшего получения жилья в полное распоряжение.

Соответственно, сотрудники органов внутренних дел и их близкие родственники также имеют возможность в дальнейшем переоформить полученные квадратные метры и стать полноправными владельцами имущества.

Таким образом, рассматриваемый ФЗ №247, регулирующий вопросы предоставления гарантий сотрудникам ОВД, отражает все возможные привилегии для данной категории лиц. Они проявляются и в регулярном денежном довольствии, и в дополнительных выплатах, и в единовременных поощрениях, и в передаче для пользования и владения жилья. Кроме того, исполнение и применение закона контролируется непосредственно Правительством, что также является гарантией материального обеспечения работников соответствующих структур.

Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407; Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 22, ст. 2770; Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2929; Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152; Федерального закона от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6681; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4238; Федерального закона от 5 декабря 2016 г. N 414-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 50, ст. 6977; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 271-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4820; Федерального закона от 23 апреля 2018 г. N 100-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 18, ст. 2570) Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 2. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Часть 2 в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152) Статья 2. Денежное довольствие сотрудников 1. Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. 2. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также — должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее — оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее — оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. 4. Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407). 5. Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации. 6. Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152); 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 7. Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): 1) от 2 до 5 лет — 10 процентов; 2) от 5 до 10 лет — 15 процентов; 3) от 10 до 15 лет — 20 процентов; 4) от 15 до 20 лет — 25 процентов; 5) от 20 до 25 лет — 30 процентов; 6) 25 лет и более — 40 процентов. 8. Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации. 9. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах: 1) за квалификационное звание специалиста третьего класса — 5 процентов; 2) за квалификационное звание специалиста второго класса — 10 процентов; 3) за квалификационное звание специалиста первого класса — 20 процентов; 4) за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) — 30 процентов. 10. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 11. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65 процентов должностного оклада. Порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее размеры в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудники имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, а также полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по установлению размеров указанной ежемесячной надбавки для отдельных категорий сотрудников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, определяются Президентом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 12. Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407). 13. Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407). 14. Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 15. К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152): 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. 16. Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации. 17. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач. 18. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6407). 19. Сотрудникам, временно проходящим службу за пределами территории Российской Федерации, часть денежного довольствия выплачивается в иностранной валюте в случаях, по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. 20. Часть денежного довольствия в иностранной валюте, установленная сотрудникам в соответствии с частью 19 настоящей статьи, не учитывается при исчислении выплат (в том числе пенсий и страховых сумм), определяемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации исходя из окладов денежного содержания. 21. За сотрудниками, захваченными в плен или в качестве заложников, интернированными в нейтральных странах, а также за безвестно отсутствующими сотрудниками (до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими) сохраняется денежное довольствие в полном размере. В этих случаях денежное довольствие указанных сотрудников выплачивается супругам или другим членам их семей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата сотрудников в плен или в качестве заложников, интернирования сотрудников или до их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6152). 22. Сотруднику, временно выполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности. 23. Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 8 части 6 настоящей статьи. Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации,

Важнейшая роль в повышении эффективности правоохранительной деятельности принадлежит проводимой государственной политики в сфере совершенствования системы социальных гарантий для сотрудников МВД.

Сотрудники многих служб, деятельность которых связана с постоянной потенциальной угрозой жизни и здоровью (пожарные, полиция, МЧС), имеют невысокий уровень дохода и назначаемых пенсий относительно объема и сложности выполняемых ими задач. Эффективная система социального обеспечения, действующая не только на бумаге, но и по факту, — в некоторой степени является инструментом профилактики коррупции в органах — инструментом гарантии экономической безопасности государства.

Общие положения закона

Действие закона, о котором пойдет речь в данной статье, распространяется на работников органов внутренних дел и на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии. Отдельные положения закона о соц гарантиях также распространяются на другие категории сотрудников государственных служб. Например, действие статей 1-8 и 10-12 закона ФЗ-247 распространяется на лиц, прикомандированных на ГФС (фельдъегерская служба).

Закон призван урегулировать базовые вопросы предоставляемых социальных гарантий, касающиеся материального обеспечения и поддержки названных граждан. Полезная информация присутствует и в ФЗ №324. Подробнее об этом

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой РФ 7 июля и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

Также интересно узнать о последней редакции ФЗ 131. Детали

Структурно закон о соц гарантиях представлен 21 статьей. Рассмотрим краткое содержание закона, перечислив основные его положения:

  • Предмет регулирования и сфера применения закона;
  • Денежное вознаграждение сотрудников;
  • Пособия и прочие выплаты, связанные с прохождением службы в органах МВД и увольнением;
  • Единовременная выплата для приобретения или строительства жилой недвижимости, предоставление жилья в собственность или по договору социального найма;
  • Нормы, касающиеся площади предоставляемого жилья;
  • Жилье специализированного жилищного фонда, материальная компенсация затрат на аренду жилья;
  • Предоставление жилья сотрудникам, занимающим должность участкового;
  • Материальные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг;
  • Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение;
  • Социальная поддержка семей сотрудников, погибших или пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей;
  • Фонд денежного довольствия.

Читайте также: Федеральный закон о Банках.

Кроме того, 247 ФЗ о соцгарантиях сотрудникам МВД является изменяющим документом. Статьи 15 — 19 вносят изменения в следующие нормативно-правовые акты соответственно:

  • Федеральный закон 1992-го года «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы»;
  • ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, признании утратившими силу отдельных законодательных актов, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»;
  • Федеральный закон от 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России»;
  • Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ 2011-го года «О полиции».

За время существования, закон о соц. гарантиях претерпел ряд изменений. Рассмотрим подробнее.

Последние поправки

Последние изменения настоящего закона о гарантиях датируются июлем 2017 года. Внесены были Федеральным законом от 29.07.2017 N 271-ФЗ о внесении изменений в ФЗ о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и отдельные законодательные акты.

Поправка коснулась статьи 11 о медицинском обеспечении и санитарно-курортном лечении, которая была в результате дополнена частью 6.1.

Так, в случаях, если сотрудник органов внутренних дел:

  • Умер (погиб) следствие увечья или иного повреждения, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • Умер из-за заболевания, полученного в период прохождения службы;
  • Умер в течение менее одного года после увольнения, причиной которого послужило увечье, повреждение или заболевание, полученное во время прохождения службы в органах, —

супруги покойных (вдова или вдовец) имеют право на медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии до повторного вступления в брак.

Чаще всего граждане ищут и изучают «фз о соц гарантиях сотрудников полиции» или «закон о полиции и соцгарантиях» (варианты обиходных названий закона ФЗ-247), интересуясь ответами на вопросы, связанные с жильем. Данной теме посвящены статьи 4 — 9 закона о социальных гарантиях.

Рассмотрим статью 6 о предоставлении жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма.

Сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, а также гражданам России, признанным нуждающимися в жилых помещениях (если те были приняты на учет до 1 марта 2005 года), полагается предоставление жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилье не будет являться собственностью сотрудника и подлежит последующей передаче в муниципальную собственность. Состав семьи, т.е. круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определяется в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ (ч. 1 ст. 69).

Отсюда следует, что действующие сотрудники органов рассчитывать на предоставление жилья по договору социального найма не могут, — их право на жилое помещение реализуется путем предоставления им служебного жилья или выплаты компенсации за аренду недвижимости.

По договорам социального найма предоставляется жилье в государственном или муниципальном фонде. Общие для всех категорий граждан (включая также сотрудников МВД) основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье:

  • Гражданин не должен являться нанимателем по договорам социального найма, также как и члены его семьи. Также среди членов семьи не может быть ни одного собственника жилья;
  • Жилое помещение, являющееся собственностью гражданина или другого члена семьи, не отвечает требованиям нормы в части обеспечения общей площадью на одного члена семьи;
  • Помещение, в котором в настоящий момент проживет гражданин, не отвечает установленным требованиям для жилых помещений. Квадратура помещения при этом значения не имеет;
  • В жилье, являющемся собственностью или предоставленном на основании договора социального найма гражданину или члену его семьи, проживает несколько семей или в составе семьи есть лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, делающее невозможным совместное с ним проживание, а больной при этом не имеет другого жилья;
  • Гражданин проживает в коммунальной квартире, общежитии, смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире, в которой проживает сразу 2 и более семей (независимо от размеров помещения).

Законом о соц гарантиях также предусмотрена вероятность фальсификации перечисленных оснований для постановки на учет и получения жилья по договору социального найма путём:

  • Вселения (регистрации) иных лиц, за исключением супругов и несовершеннолетних детей;
  • Обмена недвижимостью;
  • Невыполнения условий договора соцнайма, в следствие чего лицо было выселено вовсе или было предоставлено другое помещение, общая площадь которого меньше, чем площадь ранее занимаемого помещения;
  • Выделения доли собственникам недвижимости;
  • Отчуждения жилых помещений.

Лица, уличенные в подобных действиях, лишаются права вставать в очередь на жилье на 5-летний срок.

Для лиц, признанных нуждающимися в жилье, законом о соц гарантиях также предусмотрен альтернативный вариант. По желанию получателя, может быть выплачена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилья (прописана в статье 4 закона о соц гарантиях ФЗ-247). Такая выплата осуществляется только единожды. Одновременно с этим производится снятие лица с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Получения жилья по договору социального найма гражданам (в том числе бывшим сотрудникам органов внутренних дела, вышедшим на пенсию по возрасту или за выслугу лет) приходится ждать очень долго, поэтому для многих обозначенная альтернатива становится наиболее приемлемым вариантом — недвижимость на единовременную выплату, предоставляемую по закону о соц гарантии зачастую не купишь, однако на выплату части ипотеки, к примеру, вполне хватит.

Размер такой выплаты определяется в индивидуальном порядке и зависит от множества факторов:

  • Стоимость квадратного метра жилья в выбранном регионе: рассчитывается в момент подачи заявления и пересчитывается к моменту фактической выплаты;
  • Количества членов семьи получателя: на одного человека согласно правилам должно приходиться 33 кв. м. жилья, на двоих — 42, на троих и более человек — по 18 кв. м. на каждого;
  • Поправочный коэффициент: зависит от длительности службы (учитывается при выслуге от 11 лет и более).

Текст последней редакции 247 ФЗ

Эффективность работы действующих сотрудников правоохранительной системы, а также заинтересованность в службе во внутренних органах молодых специалистов во многом зависит от уровня развития и результативности системы социальных гарантий.

Предлагаем ознакомиться с полным текстом Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 29.07.2017.