Как отказаться от ПМПК?

Содержание

Школа заставляет пройти ПМПК – что делать?

Вопрос:
Мой ребенок учится в 3 классе, он гиперактивный. Нас школа заставляет пройти ПМПК, так как из-за своей активности ребенок не успевает в учебе. Учителя относятся к ребенку с негативом, не хотят заниматься с ним. Со своей стороны мы помогаем ему в учебе как можем. Ребенок не стоит нигде на учете. Имеет ли право школа направить нас на ПМПК и отправить нас в коррекционую школу? Имею ли я право перевести ребенка в другую школу (мы живем в селе, другая школа находится за 18 км от нас)?

Отвечает юрист Анна Басова:
Школа не имеет права настаивать ни на прохождении психолого-медико-педагогической комиссии, ни на направлении Вашего ребенка на обучение в специализированное учреждение.

В то же время необходимо понимать, что ПМПК функционирует не с целью создания ограничений для детей с особенностями развития, но с целью своевременного выявления проблем и предоставлении рекомендаций по оказанию им помощи, в том числе в вопросах обучения (п. 2 Положения о ПМПК, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082).

Обcледование в ПМПК осуществляется для получения рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые помогут ему лучше адаптироваться в его окружении (например, помощь тьютора, предоставление специальной литературы и т.п.).

В заключении ПМПК не указывается, какую именно образовательную организацию (или даже вид образовательной организации) следует посещать ребенку, а лишь даются общие рекомендации по обучению и воспитанию, что также свидетельствует о невозможности для ПМПК прямо указывать на необходимость посещения специализированного учреждения. В то же время данные рекомендации одновременно являются основанием для создания школой индивидуальных условий для Вашего ребенка.

Иначе говоря, образование детей с особенностями развития может осуществляется как в специализированном, так и в общеобразовательном учреждении; выбор при этом остается за родителями.

Также нужно отметить, что сведения о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну (п. 1. ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Информация о результатах обследования не может быть никому предоставлена без Вашего согласия, однако при наличии указанных Вами нюансов в развитии ребенка мы все же рекомендуем пройти ПМПК с целью создания оптимальных условий для его обучения.

Что же касается перевода в другую школу, Вы также имеете право обратиться туда с заявлением, и при наличии свободных мест школа обязана Вас принять. В случае же отсутствия свободных мест необходимо обратиться в департамент образования муниципального района с просьбой подобрать другую школу, в том числе со специальными условиями обучения (если необходимо) (п. 5 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся…», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177).

Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

— обеспечить получение детьми общего образования;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ОТКАЗЫВАЮЩИМИСЯ ОТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК Отрошко Г.В.

Текст научной статьи

Введение ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью как одну из наиболее актуальных, обозначило тему диагностики обучающихся, испытывающих стойкие специфические трудности в обучении от обследования ребёнка ПМПК. От того, насколько своевременно обследован ребёнок, выявлены особенности его развития, зависит эффективность оказываемой ему помощи, точность и правильность (в соответствии с его особыми образовательными потребностями) построения индивидуального образовательного маршрута. Диагностика на ПМПК — отправная точка, стартовый механизм, запускающий систему психолого-медико-педагогического сопровождения. Однако, опыт практической работы показывает, что далеко на все родителя детей с проблемами в обучении готовы к взаимодействию со школой в этих вопросах. Значительная часть родителей отказывается от обследования ребёнка в условиях ПМПК. Обобщение наблюдений за последние пять лет, сделанных на базе общеобразовательной школы, показывает, что только около 40% родителей готовы на основании беседы на школьном консилиуме обследовать ребёнка в условиях ПМПК. Ещё приблизительно пятьдесят процентов соглашаются на обследование после дополнительных бесед с администрацией школы, специалистами. Значительная часть из этой группы родителей пытается хитрить: пропускают время записи и приёма под различными предлогами (забыли, заболели, не с кем оставить другого ребёнка, не отпускают с работы), приходят на комиссию, оставив дома необходимые документы, отправляют ребёнка с бабушкой и т.п. Некоторые нанимают репетиторов для занятий с ребёнком, не выяснив причины трудностей. Примерно 10% или категорически отказывается от обследования ребёнка, или отправляются в ПМПК только после того, как в течение длительного периода ребёнку выставляются неудовлетворительные отметки по большинству дисциплин. Учитывая, что школы практикуют безотметочную аттестацию в течение первых полутора лет, как правило, эти полтора года — упущенное время, в которое ребёнок не получает коррекционной помощи: ни учителя-дефектолога, ни учителя-логопеда, ни педагога-психолога. Учитель не обязан в этом случае ни адаптировать учебный материал, ни ориентироваться на образовательные результаты, соответствующие возможностям ребёнка, ни гибко подходить к вопросам дозирования учебной нагрузки. Если ребёнок, испытывающий стойкие специфические трудности в усвоении образовательной программы — это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья — отсутствие специальных подходов усугубляет трудности, переводя их в категорию длительно не решаемых. Беседы с учителями различных школ свидетельствуют о том, что такие трудности имеют место во всех образовательных организациях. Чтобы проанализировать причины отказов, соотнести истинные причины и декларируемые, мы провели двойное анкетирование. Составили и предложили анкеты учителям, у которых обучаются дети с трудностями в усвоении программного материала, которых родителя отказались вести на обследования в ПМПК, и родителям, отказывающимся от обследования. Анкета для учителя, работающего с детьми, испытывающими стойкие затруднения в усвоении образовательной программы Охарактеризуйте, пожалуйста, с вашей точки зрения, почему родители ребёнка, испытывающего стойкие специфические трудности в обучении отказываются от обследования ребёнка в условиях ПМПК? 1. Поставьте любой значок напротив трёх утверждений, которые кажутся вам наиболее верными. 1. Не видят трудностей, которые испытывает их ребёнок. 2. Замечают трудности, но не признают их. 3. Видят и осознают затруднения, но считают их последствием адаптационных проблем, и предполагают, что со временем «всё разрешится само собой». 4. Видят трудности, признают их наличие, ищут виновных (учитель, детский сад, дурная наследственность). 5. Отсутствует согласие в семье по этому вопросу. 6. Видят трудности, признают их, но опасаются обследования, т.к. ребёнку могут поставить «диагноз» и придётся переводить его в другой класс (школу). 7. Видят трудности, признают их, но опасаются обследования, т.к. о возможном диагнозе могут узнать знакомые (родственники) и им «будет неловко». 8. Трудно записаться на ПМПК, некому отвести ребёнка на обследование. 2. Если вы видите какие-то другие причины отказа от обследования, пожалуйста, укажите их: —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Спасибо! Родителям была предложена другая анкета. Мы не предлагали отвечать на вопросы родителям тех детей, которые (по нашей информации) ранее обследовали ребёнка на ПМПК, где была поставлена умственная отсталость. Родители не подписывали анкету, анкетирование было анонимным и проводилось посторонними людьми, не заинтересованными лицами. Анкета для родителей, в случае отказа от обследования ребёнка в условиях ПМПК Уважаемые родители! Если вы отказываетесь от обследования Вашего ребёнка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, пожалуйста, обозначьте причину отказа. Поставьте любой значок напротив причины, которая верна (одной или нескольких). 1. Считаю, что мой ребёнок не испытывает стойких трудностей в обучении. 2. Считаю, что трудности, которые испытывает мой ребёнок являются временными и пройдут, как только ребёнок адаптируется в школе (классе) без специальной помощи. 3. Считаю, что мой ребёнок испытывает трудности потому, что был плохо подготовлен к школе по вине детского сада. 4. Считаю, что трудности моего ребёнка возникли потому, что учитель уделяет ему мало внимания и пройдут, если с ребёнком больше заниматься, чаще его спрашивать на уроках. 5. Признаю, что мой ребёнок испытывает стойкие трудности. Опасаюсь, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другом классе (школе, по другой программе) и об этом будут знать родные (соседи, знакомые). 6. Признаю, что мой ребёнок испытывает стойкие трудности. Опасаюсь, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другом классе (школе, по другой программе) и он там не сможет адаптироваться, привыкнуть. 7. Признаю, что мой ребёнок испытывает стойкие трудности. Опасаюсь, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другом классе (школе, по другой программе). Образование, которое там дают будет для него недостаточным (или дети, которые там учатся будут на него дурно влиять.) 8. Признаю, что мой ребёнок испытывает стойкие трудности. Опасаюсь, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другой школе, а мы не имеем возможности его туда водить. 9. Признаю, что мой ребёнок испытывает стойкие трудности. Но наличие этих трудностей не признают другие члены семьи (муж, жена, бабушка, дедушка). Если среди указанных причин нет Вашей, то укажите её: ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Спасибо! Проведённый опрос показал следующие результаты. Учителя назвали в качестве наиболее частых причин отказов родителей от обследования ребёнка с ПМПК следующие: видят трудности, признают их наличие, ищут виновных (учитель, детский сад, дурная наследственность), признают наличие трудностей, но опасаются обследования, т.к. ребёнку могут поставить «диагноз», опасаются обследования, т.к. о возможном диагнозе могут узнать знакомые (родственники) и им «будет неловко». Таким образом, с точки зрения учителя, все родители знают о трудностях, которые испытывает их ребёнок, признают их наличие. Ответы родителей также были проанализированы в количественном и качественном отношении. Из 119 опрошенных родителей: · 42 человека считают, что трудности, которые испытывает ребёнок являются временными и пройдут, как только ребёнок адаптируется в школе (классе) без специальной помощи; · 23 человека считают, что ребёнок испытывает трудности потому, что был плохо подготовлен к школе по вине детского сада (или не посещал детский сад); · 18 человек считают, что трудности ребёнка возникли потому, что учитель уделяет ему мало внимания и пройдут, если с ребёнком больше заниматься, чаще его спрашивать на уроках. Тем не менее, не готовы перейти в другой класс (к другому учителю); · 24 человека признают, что ребёнок испытывает стойкие трудности, но опасаются, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другом классе (школе, по другой программе) и образование, которое там дают, будет недостаточным (или дети, которые там учатся будут дурно влиять на их ребёнка, «не за кем будет тянуться»); · 3 человека признают, что их ребёнок испытывает стойкие трудности. Опасаются, что на ПМПК ребёнку могут рекомендовать обучение в другой школе, и указывают на то, что не имеют возможности его туда водить; · 4 человека признают, что их ребёнок испытывает стойкие трудности, наличие этих трудностей не признают другие члены семьи (муж); · 5 человек отмечали более 4 причин сразу или отказались от опроса. Таким образом, почти 70 % родителей, отказывающихся от обследования в условиях ПМПК, объясняют возникшие трудности внешними причинами и отрицают наличие у их детей особых образовательных потребностей и необходимость специальной помощи. Выяснив причины отказов, мы обобщили имеющийся опыт работы с такими родителями. Практика работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума показала, что наиболее действенными оказываются следующие мероприятия: · анкетирование с последующим анализом полученных данных; · индивидуальная беседа педагога-психолога, нацеленная на выяснение причин, мотивирующих отказ от обследования ребёнка; · приглашение родителей на заседание школьного ПМПк; · вручение выписки из решения школьного ПМПк; · ознакомление родителей с особенностями создания специальных условий для ребёнка с ОВЗ в образовательной организации ( возможность инклюзивного обучения, оказание логопедической и психолого-педагогической помощи), запрет на меры дисциплинарного воздействия применительно к детям с ОВЗ, возможность обучения по адаптированной образовательной программе, по индивидуальному образовательному маршруту; · знакомство с «Положением об оценивании учебных достижений обучающихся с ОВЗ в школе…..»; · знакомство с одним из основных локальных актов, обеспечивающих участие родителей ребёнка с ОВЗ в составлении адаптированной образовательной программы для их ребёнка; · если в качестве основных родители называют причины 1-3 — сравнительный анализ работ ребёнка и его одноклассников; · если родители называют в качестве основных причины 4,5,6,7 — посещение урока в классе, реализующем адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ, ознакомление родителей с рабочими программами специалистов службы психолого-педагогической поддержки. Если обычные, предпринимаемые в подобных случаях меры (разговоры учителя, приглашения к администрации школы), не действенны, описанные мероприятия являются результативными и позволяют, не затягивая ситуацию, обследовать ребёнка в условиях ПМПК, установив точные причины стойких трудностей, испытываемых ребёнком при усвоении образовательных программ с тем, чтобы в максимально ранние сроки определиться с необходимостью создания специальных образовательных условий.