Когда начинается агитационный период

Статья 50. Агитационный период

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период начинается со дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования. Предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания возобновляется по рабочим дням в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования. Предвыборная агитация в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, сетевых изданиях возобновляется в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования.

Предвыборная агитация: сроки проведения и правила

С декабря прошлого года по всей стране начали появляться вывески, информирующие россиян о дне выборов президента России, который назначен на 18 марта 2018 года. За несколько дней до Нового года Центральная избирательная комиссия начала регистрировать кандидатов, желающих занять самую высокую должность в стране. По состоянию на 8 февраля регистрацию прошли восемь человек, из которых один кандидат – самовыдвиженец и семь партийных кандидатов. Именно этим людям предстоит побороться за президентский пост. Вот только агитационная деятельность зарегистрированных кандидатов ещё не началась. Так, когда же начнётся агитация на выборах президента в 2018 году и в целом, что собою представляет агитационная деятельность? Ответы на эти вопросы представлены ниже.

Когда начнётся предвыборная агитация?

Сегодня уже известны все претенденты, которые смогли пройти регистрацию в Центризбирком и приступить к следующему этапу избирательной кампании. Зарегистрированные участники могут любыми законными способами привлекать аудиторию, которая могла бы впоследствии за них проголосовать на выборах. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о выборах президента в России, участники предвыборной кампании вправе организовывать собрания с гражданами, развешивать рекламные баннеры, информировать избирателей о своей программе посредством аудио- и видеороликов, раздавать информационные брошюры. Что касается листовок и прочих бумажных материалов, то к ним есть небольшое требование со стороны закона: сумма одного изделия не должна превышать 100 рублей. Это значит, что ни одна брошюра, листовка, буклет, значок, флажок, календарь и так далее, не должны стоить больше 100 рублей за штуку.

Граждане регионов уже обратили внимание на то, что не многие кандидаты сейчас заняты мероприятиями, связанными с агитацией. А все дело в том, что этот вопрос стал актуальным совсем недавно, ведь сначала Центральная избирательная комиссия должна была получить от участников пакет голосов. Напомним, что для самовыдвиженцев пакет должен содержать 300 тысяч подписей, а для участников, выдвинутых партией, эта цифра составляет 100 тысяч. После окончания сбора подписей, началась их проверка, примерно по 60 тысяч подписей с каждого пакета. Число поддельных данных ни у одного из участников не превысило допустимых 5%, соответственно, вторичная выборка не применялась. После окончания регистрации, которая завершилась 8 февраля, наступил этап дебатов претендентов на пост президента. Вероятно, кандидаты сейчас находятся в активной подготовке к предстоящим открытым спорам со своими конкурентами. Скорее всего, в этот период или же после окончания дебатов, в стране начнётся активная агитация.

Сроки агитационной деятельности в 2018 году в СМИ

Фамилии всех местожелателей, прошедших регистрацию в ЦИК уже внесены в избирательные бюллетени. В список зарегистрированных претендентов вошли восемь человек:

  1. Сергей Николаевич Бабурин (партия «Российский общенародный союз»),
  2. Павел Николаевич Грудинин (партия КПРФ),
  3. Владимир Вольфович Жириновский (партия ЛДПР),
  4. Владимир Владимирович Путин (самовыдвиженец),
  5. Ксения Анатольевна Собчак (партия «Гражданская инициатива»),
  6. Максим Александрович Сурайкин (партия «Коммунисты России»),
  7. Борис Юрьевич Титов («Партия Роста»),
  8. Григорий Алексеевич Явлинский (партия «Яблоко»).

Именно в таком порядке будут расположены фамилии претендентов в избирательных бюллетенях. Зарегистрированные участники уже с 17 февраля текущего года могут размещать агитационные материалы в СМИ: в газетах, на телевидении, радио, в интернете. Таким образом, агитационный период начался 17 февраля 2018 года. Этот период будет длиться в течение 27 дней. В это время участники должны будут проявлять максимальную агитационную активность, чтобы привлечь как можно больше избирателей на свою сторону.

Кстати, дебаты, которые начнутся 27 февраля 2018 года, тоже являются частью агитационной деятельности. Ведь во время дебатов участник знакомит избирателей со своей точкой зрения, своим мнением относительно насущных для страны проблем и тем самым создаёт о себе впечатление. Поэтому крайне важно суметь до конца отстоять свое мнение. Дебаты кандидатов будут транслироваться в прямом эфире по федеральным каналам, в которых уже составлена программа трансляций.

По законодательству страны, кандидат должен лично присутствовать на дебатах, за исключением тех случаев, когда он болен или не может оставить свою рабочую деятельность. Тогда кандидат может прислать доверенное лицо, которое будет отстаивать его интересы. Что касается действующего президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, то он либо направит своё доверенное лицо, либо вовсе откажется от участия в дебатах, ведь такое тоже допустимо. Не стоит забывать, что Владимир Путин является действующим главой государства и продолжит работать вплоть до инаугурации нового президента. Соответственно Путин не располагает временем для дебатов, ведь он ежедневно принимает гораздо больше важных решений, чем другие претенденты на главную должность страны.

До 7 марта 2018 года претенденты на пост президента смогут агитировать население через СМИ, при этом не публикуя официальную предвыборную программу. За 10 дней до выборов, каждый кандидат должен будут выложить в общий доступ программу, которую он планирует реализовать в случае, если станет победителем. Программа должна быть опубликована в печатных изданиях и в интернете.

В случае если понадобится провести второй тур выборов, то в Центральной избирательной комиссии сначала опубликуют решение о проведении второго тура выборов, после чего стартует второй агитационный период.

Агитация должна быть прекращена в день тишины, который наступит 17 марта 2018 года.

Что такое агитация?

Агитация – это комплекс мер в рамках предвыборной кампании, направленный на побуждение граждан к голосованию за конкретного претендента на президентский пост. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», период агитации участников стартует с момента регистрации в Центризбирком и заканчивается за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация представляет собой различные упоминания в прессе о том или ином кандидате. По официальным данным, агитация – это всевозможные призывы избирателей к голосованию за конкретного кандидата.

С термином «агитация» также связано публичное выражение предпочтений, распространение данных с преобладанием сведений о каком-либо конкретном участнике, распространение сведений о деятельности претендента помимо основной работы, а также прогнозы последствий на будущее, сформированные на основе предложений кандидата.

К агитации не относятся лишь социальные опросы, проводимые различными аналитическими организациями. Однако даже опросы и прогнозы не должны публиковаться СМИ за 5 дней до голосования.

Предвыборная агитация: правила

По правилам любые агитации в период выборов президента РФ сначала должны поступать в Центральную избирательную комиссию. Расходы же, связанные с агитационными мероприятиями, списываются только со счета избирательного фонда претендента на должность президента.

В соответствии с правилами, к мероприятиям, связанным с предвыборной агитацией, не допускаются:

  1. Органы госвласти и местного самоуправления,
  2. Сотрудники государственных и муниципальных служб,
  3. Воинские учреждения,
  4. Религиозные и благотворительные компании,
  5. Сотрудники избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса,
  6. Иностранные граждане и ЛБГ,
  7. Международные компании,
  8. Члены органов управления организаций при исполнении должностных обязанностей,
  9. Сотрудники СМИ при исполнении профдеятельности,
  10. Граждане РФ, не достигшие 18 лет.

Агитация на телевидении и в печатных изданиях

Для проведения мероприятий по агитации каждому кандидату отводится бесплатное время на телевидении. Часть эфира предоставляется бесплатно. Если кандидат не умещается, он может докупить время из средств своего избирательного фонда. Во время эфира выступление участника не будет прерываться рекламами. Также претендентам предоставляется место в печатных изданиях для публикации материалов агитации. Условия для каждого местожелателя будут одинаковыми: объем агитационного материала, шрифт и место в газете. Для агитационных материалов печатные издания отведут не меньше 5% от всего объёма.

Обычно подобного рода эфиры выпускаются в рейтинговые часы просмотров в будние дни. Это время, когда телеканалы смотрит наибольшее количество граждан. Среди федеральных телеканалов агитационные видеоролики будут транслироваться по таким каналам, как: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр», ОРТ. В общей сложности телеканалы отведут зрителям более 60 часов для агитации, включая дебаты.

Участники предвыборного штаба кандидата помогают с распространением аудио- и видеоматериалов. Роскомнадзор сообщил, что журналисты самостоятельно могут распространять только информационные сведения о выборах и участниках. Признаков агитации в информационных материалах не должно содержаться. ЦИК также уведомила, что СМИ должны выкладывать материалы, содержащие объективную и достоверную информацию, не формирующую у читателя негативного мнения об участнике предвыборной кампании. ЦИК настоятельно призывает соблюдать это равенство.

В период агитационной деятельности представителям претендентов запрещено призывать к экстремизму, возбуждать национальную, религиозную и расовую рознь, нарушать закон об интеллектуальной собственности, организовывать лотереи и розыгрыши, подкупать избирателей, использовать коммерческую рекламу, заниматься благотворительностью.

Требования к кандидатам в период агитации

К местожелателям тоже есть некоторые требования, обязательные к соблюдению. К подобным нормам относится запрет к призыву избирателей за или против другого кандидата. Запрещено представлять зрителям и слушателям любые сведения, способные сформировать негативное мнение о сопернике. Запрещено делиться негативными прогнозами, связанными с будущей деятельностью соперника, в случае если последний станет президентом.

Претендентам от партий, которые не набрали 2% голосов избирателей, бесплатны эфир на телевидении не предоставляется.

Календарь выборов на февраль и март 2018 года

1 февраля – сформированы участковые избирательные комиссии,

5 февраля – начало общесистемных тренировок ГАС «Выборы», созданной для автоматизации всех этапов избирательной кампании,

8 февраля – окончена регистрация кандидатов Центральной избирательной комиссией, проверены подписи, собранные в поддержку претендентов на должность главы государства,

17 февраля – начало агитационного периода на ТВ, радио и в газетах,

21 февраля – утверждение формы и текста избирательных бюллетеней на русском языке,

23 февраля – утверждение формы и текста избирательных бюллетеней на языках народов РФ,

25 февраля – старт досрочных выборов для тех, кто не сможет проголосовать 18 марта. В этот же день россияне могут подавать заявления с целью изменения участковой избирательной комиссии, если голосование планируется не по месту прописки, а по месту жительства,

2 марта – старт досрочного голосования для граждан Российской Федерации, проживающих заграницей,

12 марта – завершается период, за который претендент мог снять свою кандидатуру с участия в выборах,

13 марта – запрещена публикация социологических опросов, прогнозов выборов и других исследований о голосовании вплоть до дня выборов,

17 марта – завершение агитационной деятельности в СМИ, день тишины,

18 марта – день выборов президента Российской Федерации (единое голосование начнётся в 8:00 часов и завершится в 20:00 по местному времени),

22 марта – подведение итогов голосования на территории РФ,

29 марта – определение результатов выборов и публикация протокольных сведений не позднее 1 апреля.

Статья 49. Агитационный период

Статья 49. Агитационный период

1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

1–3. Агитационный период определен в подпункте 2 статьи 2 комментируемого Федерального закона как период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборную агитацию разрешается проводить со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ из комментируемого Федерального закона исключено требование о том, чтобы к моменту начала агитационного периода был создан избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, либо фонд референдума. Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в формах, требующих материальных затрат, может проводиться только при условии ее оплаты из избирательного фонда, фонда референдума, при этом изготовление агитационных печатных материалов возможно только при условии предварительной оплаты из избирательного фонда, фонда референдума (пункт 5 статьи 54 комментируемого Федерального закона). Проведение предвыборной агитации методами, не требующими финансовых затрат, может осуществляться со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Как следует из подпункта 59 статьи 2 комментируемого Федерального закона, список считается выдвинутым со дня принятия решения о выдвижении списка избирательным объединением. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 комментируемого Федерального закона, кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные комментируемым Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении.

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, согласно подпункту 34 статьи 2 комментируемого Федерального закона, является началом отсчета периода кампании референдума. Агитация по вопросу референдума может проводиться на этапе сбора подписей в поддержку инициативы референдума. Согласно пункту 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона в период кампании референдума могут регистрироваться иные группы его участников. Они также могут проводить предвыборную агитацию непосредственно после своей регистрации.

Исходя из определения агитационного периода, инициатива его начала принадлежит кандидату, избирательному объединению. Но после этого в агитации могут принимать участие (допускаемыми законом методами) и иные субъекты избирательного процесса. Возможность проведения агитации со дня выдвижения (регистрации инициативной группы) означает возможность проведения агитации в том числе и в указанный день (статья 11 1 комментируемого Федерального закона).

Агитация в течение всего агитационного периода может проводиться любыми не запрещенными законом методами, кроме проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Для указанного метода предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума пунктом 2 комментируемой статьи установлен особый срок, который начинается за 28 дней до дня голосования. Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных организаций, выпускающих СМИ 1 .

________________
1 Примеры исчисления срока: если голосование назначено на 11 марта, то предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях может начинаться 10 февраля (если в феврале 28 дней); если голосование назначено на 2 декабря, то предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях может начинаться 3 ноября.

Платное эфирное время и платная печатная площадь могут предоставляться негосударственными организациями, выпускающими СМИ, непосредственно с начала течения срока, установленного в пункте 2 комментируемой статьи. Что касается агитации с использованием услуг государственных и муниципальных организаций, выпускающих СМИ, то после окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов, до начала предоставления как бесплатных, так и платных эфирного времени и печатной площади должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие участникам избирательного процесса (зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям) равный доступ к государственным и муниципальным СМИ (как правило – это жеребьевка по распределению эфирного времени и печатной площади). Вместе с тем не исключено проведение подобных процедур и негосударственными СМИ по их решению. Такое распределение (жеребьевка) должно быть проведено до начала течения указанного 28-дневного срока.

Агитационный период оканчивается за сутки до дня голосования, т.е. с учетом того, что днем голосования может являться только воскресенье; последним днем, когда может проводиться предвыборная агитация, является пятница той же недели, когда проводится голосование. Вне агитационного периода, включая день голосования и предшествующий ему день, проведение предвыборной агитации запрещено. Нарушением агитационного периода следует считать и нарушение срока, установленного комментируемым пунктом 2. Нарушение перечисленных запретов влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.10 КоАП РФ.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода. Вместе с тем при размещении агитационных материалов в последние дни агитационного периода следует учитывать обычный срок распространения периодического печатного издания: если такое распространение планируется на день, когда проводить предвыборную агитацию запрещено, редакции следует воздержаться от размещения агитационного материала. Не может однозначно расцениваться как нарушение указанного срока происходящее по его окончании распространение в установившемся для определенных (отдаленных или труднодоступных) местностей порядке на возмездной основе (продажа в розницу либо доставка по подписке) периодического печатного издания, содержащего в том числе агитационные материалы, если дата его выхода в свет (пункт 4 части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), а также срок доставки большинству читателей не выходит за рамки установленного периода проведения агитации в периодических печатных изданиях. В случае, предусмотренном пунктом 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона, если в избирательном округе зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов), то данный кандидат (соответствующее избирательное объединение) может продолжать свою агитационную деятельность, за исключением агитации на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, которая должна возобновиться только после регистрации иных кандидатов, списков кандидатов. Это вытекает из принципа равного доступа кандидатов, избирательных объединений, к государственным и муниципальным СМИ (пункт 1 статьи 50 комментируемого Федерального закона).

4. Возможность оставить агитационные печатные материалы на прежних местах относится только к материалам, вывешенным с соблюдением требований статьи 54 комментируемого Федерального закона. При этом разрешение касается только печатных материалов, копии или экземпляры которых были представлены в комиссию в соответствии с пунктом 3 статьи 54 комментируемого Федерального закона. Разрешение не касается иных материалов (растяжки, световая реклама и другие агитационные материалы, размещенные на основании договора на рекламных конструкциях, т.е. с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта 1 ), в частности тех, фотографии которых были представлены в соответствующую комиссию. В связи с этим в договорах между владельцами рекламных конструкций и кандидатами, избирательными объединениями о размещении агитационных материалов на рекламных конструкциях должно быть предусмотрено, что вывешенные агитационные материалы снимаются до начала периода, в который запрещено проводить предвыборную агитацию (т.е. до дня, предшествующего дню голосования).

5. Возможность проведения повторного голосования на выборах предусмотрена пунктом 1 статьи 71 комментируемого Федерального закона. При повторном голосовании агитационный период начинается со дня назначения повторного голосования. Однако законом должны предусматриваться сроки проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, исходя из необходимости проведения жеребьевки для определения времени выхода в эфир (в печать) агитационных материалов кандидатов на равных условиях.

________________
1 См.: часть 1 статьи 29 Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

Статья 5.10 КОАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законами субъектов РФ.

2. Определения понятий предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума даны в п. 4 комментария к ст. 5.8.

3. Гражданам, общественным объединениям, политическим партиям и другим субъектам указанное законодательство обеспечивает право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) при соблюдении ее условий. В частности, установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (например, ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.

Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования.

Ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, помещений для голосования и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания агитационные печатные материалы могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

4. Законодательством РФ о выборах и референдумах устанавливаются не только сроки проведения агитации, но и оговариваются места, запрещенные для проведения агитации посредством массовых мероприятий — собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и других мероприятий (п. 10 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

О размещении печатных агитационных материалов см. комментарий к ч. 2 ст. 5.12.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях по проведению агитации с нарушением правил относительно времени или места ее проведения, т.е. проведение агитации вне агитационного периода (с ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования и в день голосования), а также проведение агитации в запрещенных местах — в воинских частях или воинских организациях, в помещении избирательных комиссий и т.д.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность, так и должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в месте, где ее проведение запрещено законом. Также введена ответственность и юридических лиц — организаций, осуществляющих или допустивших предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума) вне агитационного периода.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

Агитационный период

Библиотека > Практика > СМИ

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

31. Существуют ли ограничения на размещение в эфире организаций телерадиовещания либо на страницах периодической печати в период до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на правах рекламы информации о деятельности политических партий, об их уставах и программах, целях и задачах, деятельности членов партий?

Действия, о которых идет речь, не регулируются законодательством о выборах. Следовательно, соответствующих ограничений на размещение на правах рекламы в эфире организаций телерадиовещания информации о деятельности политических партий до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы не существует. Заметим, что согласно Федеральному закону «О политических партиях» такое размещение должно оплачиваться из средств политической партии, а сведения об оплате должны содержаться в финансовом отчете политической партии.

32. В период избирательной кампании, но до начала агитационного периода гражданин выступает в эфире телекомпании с заявлениями о намерении выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах. Идут программы с участием этого якобы потенциального кандидата. Как здесь быть, и обращают ли на это внимание ЦИК России и региональные избирательные комиссии?

Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. Согласно п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Осуществление в период избирательной кампании деятельности, подпадающей под признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях), до момента выдвижения и создания избирательного фонда кандидата может быть расценено как попытка обойти закон. Подобные действия — при условии последующего выдвижения данным лицом своей кандидатуры на выборную должность — должны влечь за собой отказ в регистрации кандидата на основании подп. «з» и «м» п. 23 ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях.

Однако не следует расценивать любую положительную деятельность (в рамках должностных обязанностей или общественную деятельность) потенциального кандидата в период избирательной кампании как проведение незаконной предвыборной агитации, если при осуществлении такой деятельности отсутствует позиционирование такого лица в качестве кандидата.

33. Будет ли считаться агитацией информация о работе партии, о встречах с избирателями, о партийных списках, выдвижениях без призыва к голосованию? Надо ли оплачивать эти материалы из избирательного фонда?

Такого рода информация может содержаться как в информационных, так и в агитационных материалах. Если информация содержится в материале, публикуемом с целью побудить избирателей голосовать за кандидатов, выдвинутых политической партией, то материал носит агитационный характер и должен быть оплачен из избирательного фонда.

34. Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

35. С какого момента в соответствии со ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях наступает обязанность СМИ соблюдать требования ст. 51, 52 — с момента начала агитационного периода (со дня выдвижения кандидата) или с момента начала предвыборной агитации (за 30 дней до дня голосования)?

Обязанность соблюдения норм законодательства о выборах, регулирующих непосредственно этапы избирательной кампании, наступает с момента начала избирательной кампании (официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов). Вместе с тем понятно, что фактически положения ст. 51, 52 Федерального закона об основных гарантиях регулируют порядок проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Как установлено п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, предвыборная агитация в СМИ начинается за 30 дней до дня голосования. Из этого вытекает, что данные нормы непосредственно вступят в силу с момента начала предвыборной агитации в СМИ, что, тем не менее, не является основанием для нарушения их с момента начала избирательной кампании. Кроме того, ряд действий, в частности такие, как резервирование объемов эфирного времени, печатной площади, распределение их между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками, осуществляются до начала агитационного периода в СМИ.

36. С какого момента распространение информации может квалифицироваться как досрочная предвыборная агитация?

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях начинается за 30 дней до дня голосования. Если организация СМИ предоставит эфирное время или печатную площадь кандидату, политической партии для распространения информации, носящей признаки предвыборной агитации, в период избирательной кампании, но ранее даты, с которой начинается агитационный период, это будет нарушением закона.

37. Можно ли утверждать, что информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за 30 дней до начала голосования, не является предвыборной агитацией?

Информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за тридцать дней до дня голосования (равно как и информация, распространяемая в течение 30 дней до дня голосования) не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и не входит в перечень агитационных действий (п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях).

Информируя о кандидатах, журналисты должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

38. Если кандидатура кандидата снята, а за сутки до выборов восстановлена судом или избирательной комиссией, имеет ли телерадиокомпания право предоставить кандидату платное эфирное время в субботу, накануне выборов?

Нет, поскольку это будет противоречить п. 3 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, а проинформировать избирателей через СМИ о восстановлении кандидата обязана соответствующая избирательная комиссия.

39. Какие обязанности предусмотрены для работников СМИ, участвующих в избирательных кампаниях в качестве кандидатов?

Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию приказа или распоряжения о временном освобождении от служебных обязанностей не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к СМИ в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов.

40. Подп. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях напрямую запрещает проведение предвыборной агитации представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности. То есть не приостановившие своей трудовой деятельности журналисты не имеют права оказывать услуги кандидатам (блокам, партиям) при подготовке материалов предвыборной агитации (исключение составляют журналисты, работающие в изданиях, учрежденных кандидатами, партиями). Выходит, даже те журналисты, которым поручено вести предвыборные дебаты и «круглые столы», интервьюировать кандидата, должны на это время отказаться от осуществления профессиональной деятельности?

П. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности. Однако толковать данное положение расширительно и полагать, что журналисты, ведущие «круглые столы» или интервьюирующие кандидатов, должны на это время отказаться от осуществления своей профессиональной деятельности, некорректно. П. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях содержит перечень видов деятельности и действий, которые квалифицируются как предвыборная агитация, и объединены общим признаком, вытекающим из определения предвыборной агитации, закрепленного в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях, — они имеют целью побудить или побуждают избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Деятельность журналистов в рамках упомянутых мероприятий не является агитацией по смыслу п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях. Эта деятельность носит вспомогательный характер, она обеспечивает реализацию права кандидатов на проведение предвыборной агитации на телевидении и радио, в печати.

Законом предусмотрены не только интервью и выступления отдельных кандидатов, но и проведение совместных агитационных мероприятий, которым уделяется особое внимание. Федеральный закон об основных гарантиях содержит требование, согласно которому не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно предоставляться зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключительно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий (п. 4 ст. 51). Роль ведущего в таких мероприятиях очень велика, так как именно он направляет дискуссию, задает вопросы, предоставляет возможность задавать вопросы телезрителям или радиослушателям и т. д., что необходимо для обеспечения проведения агитации в указанных формах. Сама по себе эта деятельность не носит характера агитации или выпуска и распространения агитационных материалов и потому может и должна осуществляться журналистами в рамках реализации ими прав и обязанностей, связанных с профессиональной деятельностью. Если же в ходе подобного мероприятия журналистом будет совершено действие, которое может быть квалифицировано по п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях как агитация (например, высказывание в поддержку того или иного кандидата), то он будет нести ответственность в соответствии с законом.

41. Имеет ли организация право уволить сотрудника (журналиста, иного творческого работника, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ), участвовавшего в деятельности по информационному обеспечению выборов, до истечения одного года после окончания избирательной кампании в случае окончания его трудового договора, заключенного на определенный срок, не нарушая требования п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях? Как это соотносится с Трудовым кодексом?

Организация СМИ вправе уволить работника, с которым заключен срочный трудовой договор, поскольку п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях предусматривает запрет на увольнение работников СМИ по инициативе администрации, а расторжение срочного трудового договора не отнесено Трудовым кодексом (ст. 79, 81) к таковому.

42. Как определить круг лиц, на которых распространяется действие п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях, предусматривающего запрет на увольнение по инициативе работодателя и перевод на другую работу без их согласия журналистов, иных творческих работников, осуществляющих выпуск СМИ в период соответствующей избирательной компании и в течение одного года после ее окончания? Распространяется ли эта норма только на работников, аккредитованных при соответствующих избирательных комиссиях, для которых работа по освещению выборов в данный момент является основной, или эта норма распространяется на любого творческого работника, который опубликовал хотя бы одно сообщение о ходе избирательной кампании?

Федеральным законом об основных гарантиях (п. 6 ст. 45) к лицам, которые не могут быть уволены с работы или переведены на другую работу по инициативе администрации в период соответствующей избирательной компании, отнесены любые журналисты, иные творческие работники, должностные лица организации, участвующие в деятельности по информационному обеспечению выборов, то есть как в освещении хода избирательной кампании, так и в обеспечении проведения агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания в качестве ведущего совместных агитационных мероприятий.

43. Имеют ли право журналисты печатного СМИ оказывать кандидатам помощь в подготовке их предвыборных материалов?

Журналисты вправе оказывать услуги по подготовке агитационных материалов кандидатов, политических партий, избирательных блоков. При этом необходимо соблюдать условия, установленные п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях. Такие услуги могут быть оказаны с письменного согласия кандидата (его уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока. Оплата таких услуг должна производиться из избирательного фонда. Журналист, как и любой гражданин, может лично без привлечения третьих лиц оказывать данные услуги бесплатно, на добровольной основе.

44. Почему на агитационном этапе избирательной кампании журналисты не могут выступать с пропагандистско-аналитическими материалами в той газете, в которой работают, при том, что она ведущая в городе или районе? Как в этих условиях бороться с пиаром? Не для того ли закон о выборах отсекает журналистов от избирательного процесса, чтобы не мешать проведению в жизнь групповых и партийных интересов?

В силу запрета на ведение предвыборной агитации при осуществлении своей профессиональной деятельности журналист, как и любой гражданин, может опубликовать материал любого агитационного содержания в случае, если эта публикация будет оплачена из соответствующего избирательного фонда. Иной подход, как показала практика выборов 1995-2000 годов, может привести в ходе избирательных кампаний к нарушению принципа равенства кандидатов, политических партий, избирательных блоков, к использованию профессионального статуса журналиста в групповых интересах. Примером такого негативного использования статуса журналиста были пропагандистско-аналитические передачи С. Доренко на ОРТ в 1999 году.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»