Лицензия на туристическую деятельность

Содержание

Как получить лицензию туроператора: порядок и условия

Туристическая деятельность на просторах постсоветского пространства получила масштабное развитие, что дало возможность нашим соотечественникам отправляться на лучшие курорты мира и не беспокоиться об организационных моментах. Особое значение имеет лицензирование туристической деятельности.

Оно необходимо для того, чтобы защитить интересы и права туристов, а также сформировать безопасность для объектов этой индустрии. Понятие включает в себя два ключевых направления – турагентскую и туроператорскую работу, а также прочие явления, имеющие связь с организацией путешествий для групп и отдельных граждан.

Нормативное регулирование сертификации туристической деятельности

Лицензирование в туризме осуществляется, в соответствии с нормативно-правовыми актами

Рассматривая этот документ, можно отметить, что он представляет собой специальное разрешение на ведение туристической работы, выдаваемое на условиях, установленных в законодательном порядке. Выдача бумаги может потребоваться физическому или юридическому лицу.

Главный закон, в соответствии с которым осуществляется лицензирование в туризме, ФЗ №128, принятый в 2001 г. Также к этой базе присоединяется ФЗ № 132 «Основы тур. деятельности в РФ». В рамках действующего закона предусмотрена очередность выдачи этой бумаги, а также основные условия, регулирующие эту работу.

Помимо этого, процесс находится под компетентным регулированием Положения «Лицензирование деятельности» под №95, принятого 11.02.2002 г. Данный нормативный акт способствует предопределению базовых требований и условий, которые должны быть выполнены в целях получения этой бумаги. Сведения об операторах, агентах, получивших право на лицензирование деятельности, подлежат регистрационной процедуре в рамках официального реестра.

Важно! Агентская деятельность отличается от операторского направления в том, что в первом случае производится предоставление информации. Что касается оператора, то он занимается еще и формированием продукта, включающего транспорт, трансфер, размещение, поездки.

На территории нашей страны в качестве органа, имеющего полномочие по лицензированию туристической деятельности, выступает государственный комитет РФ по физкультуре и спорту, а также туризму. Именно он и занимается выдачей разрешительных документов. На договорных условиях он передал опции по выдаче этих бумаг в адрес туристических организаций в региональные органы.

С 2005 г. данная организация получила наименование Федерального агентства по туризму. Фирмы, которым удалось получить разрешение, подлежат занесению в гос. реестр.

Страхование деятельности и ответственности туроператора

Страхование деятельности туроператора — обязательная процедура

Совершение туристических поездок в большинстве случаев связано с наличием имущественных рисков – аварийная ситуация при полете, кража багажа в аэропорту, воровство имущества в отеле, заражение опасным заболеванием в экзотической стране. В связи с этим важную роль играет не только лицензия туроператора, но и страхование его деятельности, ответственности.

Оно представляет собой обязательную процедуру, которая заменила лицензирование. Операция включает в себя не только гарантирование оказания услуг, но и финансовое обеспечение страхователя в ряде случаев. Так, к основной задаче страховщика относится обязательное покрытие ущерба, нанесенного путешественнику во время туристической поездки.

В качестве страхователя может выступать как агентская сторона, так и оператор, при этом форма собственности не играет роли. Традиционно объектами страхового процесса являются персональные интересы туристического агента, оператора, связанные с компенсацией нанесенного вреда. Стоимость страховой работы зависит от суммы и ключевой ставки страховщика. Приблизительная цена – 0,5-10% от этого параметра.

На что дает право лицензия туроператора

Согласно законодательству, в частности – ФЗ№132 «Об основах туристской работы», получение данного разрешения дает возможность выступления в роли оператора и агента в процессе организации туров и путешествий в РФ и за рубежом. Организация, у которой есть лицензия на туроператорскую деятельность, может рассчитывать на следующие работы:

  • консультирование клиентов по направленностям туризма;
  • подбор оптимальных туров в соответствии с их пожеланиями и личными возможностями;
  • страхование клиентских сторон от всевозможных несчастных случаев;
  • принятие на работу квалифицированных специалистов;
  • создание новых направлений путешествий;
  • ведение деловых переговоров с потенциальными партнерами – перевозчиками, объектами размещения, экскурсионными бюро.

Как можно заметить, обзаведясь этим важным документом, есть возможность заниматься полноценным ведением деятельности и осуществлять все операции, которые она в себя включает.

Кто может получить лицензию

Несмотря на простые требования, которые подразумевает лицензия турагентства, она не может быть выдана всем без исключения. Тем не менее, необходимо обеспечить соблюдение целого перечня условий, которые будут рассмотрены далее в материале.

Порядок получения

Чтобы получить лицензию, нужно собрать пакет документов и обратиться в уполномоченную организацию

Порядок проведения этого мероприятия прост. Нужно просто собрать документы, обратиться в уполномоченную организацию, при необходимости ответить на ряд вопросов, выждать время, которое уйдет на подготовку, и забрать разрешение. На принятие решения уходит 30 дней с момента, когда впервые был подан пакет бумаг.

Учтите, что оформление заявки происходит в строго установленной форме, иначе документы могут быть отправлены на переоформление, что потребует от вас дополнительного времени. Если заявка или другие бумаги содержат ложную, недостоверную информацию, это может повлечь за собой отказ.

Условия получения

Есть несколько условий, которые должно выполнить лицо, обратившееся за документом, чтобы он был выдан на руки без особых проблем:

  • открытое юридическое лицо (если его нет, это может быть уполномоченный ИП или рядовой гражданин);
  • присутствие на руках договора, связанного со страхованием ответственности;
  • сумма уставного капитала также соблюдена.

Особого внимания заслуживает последний пункт, в рамках которого предполагается прописывание размера финансового обеспечения в рамках заключенного соглашения. Законодательство Российской Федерации само установило минимальные суммы капитала:

  • 500 000 р. для структур, которые осуществляют свою деятельность в области внутреннего туризма;
  • 50 000 000 р. для фирм, которые предлагают услуги по формированию зарубежных туров.

В качестве исключений из данного правила выступают фирмы, занимающиеся обслуживанием поездок менее суток, а также предприятия муниципального типа. Они ведут деятельность без начального капитала. Помимо этого, объект, рассчитывающий на получение лицензии, должен соответствовать еще кое-каким требованиям:

  1. Офис. Расположение его должно быть строго в служебном помещении, а не в объекте жилого фонда. Важно, чтобы он имел вывеску и информативную наружную рекламу, в которой указано название, согласно уставным бумагам.
  2. Персонал. Обязательно присутствие высшего образования и рабочего стажа в туристической сфере от 3 лет. Из таких сотрудников должна состоять большая половина штата предприятия.
  3. Финансовое обеспечение в плане ответственности. Важно заручиться банковской гарантией или получить ее от другого кредитного учреждения. Сумма финансового обеспечения должна быть не меньше определенных величин – минимум – 20 000 евро.

Необходимые документы

Нужно оплатить госпошлину

Лицензия на туристическую деятельность, нужна ли она? Да, но для ее получения требуется предъявление заявителем ряда бумаг:

  • заявительная бумага, составленная по указанному образцу;
  • отксерокопированные вариации всех учредительных типов документации, прошедшие нотариальное заверение;
  • копии свидетельств о государственном регистрационном процессе;
  • бумаги, доказывающие постановку на учет в налоговых структурах, обязательно содержание штампа;
  • квитанция, предполагающая оплату госпошлины.

Все документы подлежат лицензированию специальным органом, аккредитованным на ведение этой работы.

Могут ли отказать

В предоставлении лицензионного разрешения на туроператорскую деятельность может быть отказано по причинам:

  • наличие в документах недостоверной информации;
  • несоответствие предоставленных бумаг нормам законодательства (ненадлежащее оформление);
  • системные ошибки и помарки, допущенные уполномоченной службой;
  • несоответствие требованиям закона объекта лицензирования;
  • возникновение сомнений у компетентного лица в плане правдивости данных.

Когда ответственный орган принял решение об отказе, он в течение 3-х дней направляет соответствующее извещение заявителю. Отказ по прочим основаниям невозможен и недопустим.

Если вы столкнулись с отказом, есть возможность его обжалования в вышестоящих инстанциях. Для этого нужно подать заявление в суд, описав сложившуюся ситуацию. В процессе повторного рассмотрения заявления компетентный орган не вправе отказать в выдаче по новым основаниям, которые ранее не были отмечены.

Для обжалования отказа, нужно подать заявление в суд

Временное и окончательное лишение лицензии

У юридического лица, осуществляющего данный вид деятельности, могут отозвать лицензию по следующим причинам:

  • нарушение правил и норм действующего законодательства;
  • жалобы со стороны клиентов на неоказание или неподобающее оказание услуг;
  • неправильное оформление документов и допущение ошибок;
  • игнорирование нововведений со стороны закона и неисполнение обязанностей в этом отношении.

Внимание! Лишение турагентства лицензии может быть временным или окончательным в зависимости от причины и степени нарушения закона.

Таким образом, организации, занимающиеся отправкой туристов в путешествия, должны предварительно пройти процедуру лицензирования. Порядок её проведения прост и понятен. Соблюдение всех норм законодательства позволит избежать проблем с законом и получать хорошую прибыль.

Лицензия туристического оператора

Работа организаций, которые продвигают и реализовывают туристические продукты, подразумевает прохождение процедуры государственного лицензирования.

Под разрешением понимается не отдельный документ, а внесение информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров. Свидетельство о внесении сведений о туроператоре выдается на срок действия договора страхования.

Продлевается свидетельство в индивидуальном порядке по заявлению юридического лица. Разрешение дает право выступать в роли туроператора при организации поездок по территории Российской федерации и за ее пределами. Работа туроператора регулируется Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Обратите внимание

Туроператорская деятельность отличается от турагентской. Главное различие заключается в форме предоставления услуг на туристический рынок:

  • туроператоры предлагают готовые услуги;
  • турагенты формируют услуги.

Требования к соискателю

  • наличие статуса юридического лица;
  • наличие договора страхования ответственности;
  • наличие уставного капитала.

Стоит рассмотреть подробнее последний пункт. Размер финансового обеспечения туроператора прописан в договоре страхования ответственности или в банковской гарантии. Минимальные размеры капитала установлены законодательно:

  • 500 тысяч рублей для туроператоров, работающих в сфере въездного или внутреннего туризма.
  • 50 млн. рублей — в случае выездного туризма.

Исключение — организации, которые обслуживают экскурсии продолжительностью не более суток, государственные и муниципальные предприятия, они работают без стартового капитала. Уточнить размер финансового обеспечения вы можете, позвонив юристу по телефону (812) 6666-808 и описав вид деятельности.

Оформление лицензии с юридическим центром «Нева Консалт»

Мы не утверждаем, что оформить лицензию туроператора самостоятельно невозможно. Возможно, но потребуется больше времени и усилий. Чтобы сэкономить время, нервы и деньги — обратитесь к профессиональному юристу. Три причины начать работу именно с нами:

  • Выполняем работу с начала или подключаемся к любому этапу получения лицензии. Собираем, оформляем и согласовываем в лицензирующем органе документацию. От клиента требуется только стартовый пакет для начала работы.
  • Получаем лицензию за короткий срок — не тратим время на долгие и частые встречи, работаем самостоятельно, минимизируем ваше вовлечение в процесс. Клиент только забирает готовую лицензию.
  • Юристы центра отслеживают изменения в законодательстве и готовы защитить интересы клиента в спорной ситуации.

Стоимость услуг

Лицензия для туроператора Сроки Стоимость, руб. Размер предоплаты
Стоимость для туроператоров работающих на территории России 30 дней 10 000 80%
Стоимость для туроператоров, осуществляющих выезд за пределы РФ 14-20 дней 16 000 80%

Лицензирование в туризме. Основные положения

Одной из форм государственного регулирования туризма яв­ляется лицензирование, предусматривающее выдачу специаль­ного разрешения (лицензии) на осуществление туристской дея­тельности. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей турист­ских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, при­ведении его в соответствие с международными требованиями.

Лицензирование— проведение мероприятий, связанных с пре­доставлением соискателям лицензий, переоформлением доку­ментов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицен­зиатами при осуществлении туристской деятельности соответст­вующих лицензионных требований и условий.

Данное определение содержит ряд понятий (лицензия, соис­катель лицензии, лицензиат, лицензирующие органы, лицензи­онные требования и условия), которые нуждаются в дополни­тельном рассмотрении.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении ли­цензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление кон­кретного вида деятельности.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности.

Лицензирующие органы — органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Лицензирующие органы на­делены следующими полномочиями:

· предоставлять лицензии;

· переоформлять документы, подтверждающие наличие ли­цензий;

· приостанавливать, возобновлять, аннулировать действие лицензий;

· вести реестр лицензий — совокупность данных о предостав­лении лицензий, переоформлении документов, подтвер­ждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновле­нии действия лицензий и об аннулировании лицензий;

· контролировать соблюдение лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Лицензионные требования и условия — совокупность установ­ленных нормативными актами требований и условий, выполнение

которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензи­руемого вида деятельности.

Порядок и условия лицензирования в туризме регулируются соответствующими постановлениями правительства и положе­ниями лицензионных органов.

Лицензируемые виды деятельности различаются в отдельных странах. Так, в Республике Беларусь лицензированию подлежит собственно туристская деятельность в целом, в Российской Феде­рации — раздельно туроператорская и турагентская деятельность.

Лицензирующим органом, как правило, является орган госу­дарственного управления туризмом (в Республике Беларусь -Министерство спорта и туризма, в Российской Федерации -Министерство экономического развития и торговли).

К общим лицензионным требованиям и условиям относятся:

· доведение в установленном порядке до каждого туриста ис­черпывающей информации об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике по­ведения во время туристской поездки, в том числе о необ­ходимости уважения местных традиций и обычаев, береж­ном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

· оказание туристских услуг только после заключения с кли­ентом договора, соответствующего требованиям законода­тельства;

· предоставление клиенту исчерпывающей информации о ре­жиме работы туроператора и турагента, месте их нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчества должностных лиц, ответственных за ведение соответствую­щих направлений туристской деятельности;

· наличие определенного количества работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образо­вание в области туризма либо определенный (для туропера­тора и турагента различный) стаж работы в туризме, а также наличие у руководителя (руководителя структурного под­разделения, осуществляющего туристскую деятельность) высшего, среднего специального и дополнительного обра­зования и определенного стажа работы в туризме;

· повышение с определенной периодичностью (в Республике Беларусь — не реже 1 раза в 5 лет, в Российской Федерации — не реже 1 раза в 3 года) квалификации работников юридиче­ского лица (туроператора и турагента), а также индивиду­ального предпринимателя (туроператора и турагента).

В Российской Федерации к туроператору предъявляются до­полнительные лицензионные требования:

· наличие в штабе туроператора — юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператоскую дея­тельность;

· наличие сертификата соответствия туристских услуг требо­ваниям безопасности.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в ли­цензирующий орган следующие документы:

· заявление установленного образца;

· копии учредительных документов и свидетельства о госу­дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица; копию сви­детельства о государственной регистрации гражданина в ка­честве индивидуального предпринимателя — для индиви­дуального предпринимателя;

· копию свидетельства о постановке лицензии соискателя на учет в налоговом органе;

· документ об оплате лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

· копии документов, подтверждающих соответствующую ли­цензионным требованиям и условиям квалификацию со­искателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица;

· информацию о наличии у соискателя на праве собственно­сти или на ином законном основании зданий и сооружений, используемых им для осуществления туристской деятель­ности, с указанием наименования и иных реквизитов доку­ментов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Лицензирующий орган в установленный срок (в Республике Беларусь — не более 30, в Российской Федерации — не более

60 дней) принимает решение о предоставлении или отказе в пре­доставлении лицензии. В случае положительного решения соис­кателю выдается лицензия на осуществление туристкой деятель­ности, срок действия которой составляет 5 лет. По заявлению лицензиата этот срок по его окончании может быть продлен пу­тем переоформления документа, подтверждающего наличие ли­цензии.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

· наличие в документах, представленных соискателем ли­цензии, недостоверной или искаженной информации;

· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям.

Не допускается отказ в предоставлении лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем туристкой дея­тельности.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем ее наличие документе указываются:

· наименование международного органа, выдавшего лицен­зию;

· наименование организационно-правовой фирмы юриди­ческого лица, место его нахождения;

· фамилия, имя, отчество, место жительства, данные доку­мента, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя;

· лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии; » индивидуальный номер налогоплательщика; номер лицен­зии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, либо изменения фами­лии, имени или места жительства индивидуального предприни­мателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан в установленный срок подать заявление о переоформлении документа, подтвер­ждающего наличие лицензии, с приложением документов, под­тверждающих указанные изменения или утрату документа, под­тверждающего наличие лицензии.

Лицензирующими органами осуществляется контроль за со­блюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующие органы имеют право:

· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям;

· запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и до­кументы при ведении проверок;

· составлять на основании результатов проверок акты (про­токолы) с указанием контрольных нарушений (лицензиат должен быть ознакомлен с результатами проверки, о чем в акте делается соответствующая запись);

· выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки их устране­ния, делать предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы имеют право приостанавливать дей­ствие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить выявленные нарушения. В случае, если в этот срок лицензиат не устранил указанные в акте (прото­коле) проверки нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Последняя; теряет юридическую силу также в случае ликвидации юридиче­ского лица или прекращения его деятельности в результате реор­ганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражда­нина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирование туристской деятельности, соблюдение ли­цензионных требований и условий способствуют обеспечению и поддержанию высокого уровня обслуживания, а также защите прав потребителей туристских услуг.

Регистрация в ЕДИНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ РЕЕСТРЕ ТУРОПЕРАТОРОВ

Весеннее спецпредложение ТОЛЬКО до 30 марта 2020г.
Страхование ответственности для новых туроператоров по ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ от 15 000руб!
* Запрос на услугу можно отправить на e-mail maria@travelexpert.ru

Единый федеральный реестр туроператоров — это Федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о юридических лицах, которые имеют право на совершение туроператорской деятельности. Оформлять статус туроператора необходимо если происходит формирование турпродукта, либо, если вы продаете турпродукт, сформированный иностранным туроператором.

Необходимым документом для включения в реестр является Финансовое обеспечение туроператора в форме Договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или Банковской гарантии исполнения обязательств туроператора.
Ведение реестра осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма – Федеральное агентство по туризму или Ростуризм, который размещает все сведения о компаниях-туроператорах на своем официальном сайте в разделе Реестр туроператоров.
В Реестре содержатся основные сведения о компании-туроператоре: ее название, адрес, ИНН, ОРГН, размер финансового обеспечения, номер договора ответственности или банковской гарантии, сфера деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм), адреса структурных подразделений.
Осуществление туроператорской деятельности лицами и организациями, не внесенными в Единый федеральный реестр не допускается.
Если Вы не уверены, нужно ли оформлять статус туроператора, то наши специалисты проконсультруют Вас и помогут определиться с выбором.
Обращаем Ваше внимание на то, что стоимость оформления статуса туроператора по внутреннему и/или въездному туризму достаточно низкая, а наличие сведений в ЕФРТ позволяет Вам не задумываться о том, как не сформировать турпродукт каждый раз, когда Вы продаете тур.
Заказать консультацию можно на maria@travelexpert.ru или по телефону +74959213047

ЮА «Персона Грата» оказывает содействие в оформлении статуса туроператора:

  • 1 этап. Оформление финансового обеспечения (договор страхования ответственности ТО):
    — получение, переоформление финансового обеспечения по минимальным тарифам
  • 2 этап. Вступление в Объединение «Турпомощь» (для туроператоров по выездному туризму):
    — Оплата вступительного взноса в Резервный фонд в размере 100 000 руб.
    — Оплата вступительного взноса в Фонд персональной ответственности 100 000 руб.
  • 3 этап. Внесение сведений в Единый Федеральный реестр туроператоров
    — подготовка и подача документов, согласно требованиям Ростуризма

Срок оформления статуса туроператора: от 5 рабочих дней
ПОДАРОК* для компаний, оформляющих фингарантию на 10 млн руб в ЮА Персона Грата — форма договора с турагентом.

Список необходимых документов:

  • Для оформления финансового обеспечения в форме страхования гражданской ответственности – направляется по запросу
  • Для внесения юридических лиц в Единый Федеральный Реестр Туроператоров
  • Для внесения изменений сведений о туроператоре в Едином Федеральном Реестре Туроператоров (предоставляются копии документов, подтверждающие изменения, которые необходимо внести в реестр)

Тарифы на страхование:

  • на сумму 50 млн. руб. для выездного туризма — от 1,1% в год
  • на сумму 10 млн. руб. для выездного туризма — от 1,6% в год

Подготовка документов, оформление договора страхования и внесение в реестр туроператоров — БЕСПЛАТНО

  • на сумму 500 тыс. руб. для внутреннего туризма — 4% в год

Окончательный тариф устанавливается страховой компанией после рассмотрения заявления. Услуга по страхованию оказывается БЕСПЛАТНО.

Дополнительные услуги:

  • Восстановление в Едином Федеральном Реестре Туроператоров — 7 000 руб.
  • Внесение в Единый Федеральный Реестр Туроператоров (новых компаний) — 7 000 руб.
  • Продление в Едином Федеральном Реестре Туроператоров — 5 000 руб.
  • Внесение изменений в реестр туроператоров — 3 000 руб.

ВАЖНО!
ЮА Персона Грата помогает туроператорам оперативно оформить новый договор страхования и внести сведения в реестр туроператоров при приостановке или отзыве лицензии у действующей страховой компании туроператора.
Страховой тариф по выездному туризму составляет от 1,6% на 10 млн руб.
Страховой тариф по внутреннему туризму 4% на 500тыс руб.
Внесение новых сведений в реестр туроператоров по выездному туризму БЕСПЛАТНО.
Отправить запрос на оформление страховки или статуса туроператора maria@travelexpert.ru

Восстановление в Едином федеральном реестре туроператоров после исключения — 7 000 руб.

  • Мы оказываем содействие в смене руководителя в ЕГРЮЛ для восстановления в реестре туроператоров.

Порядок получения индивидуальным предпринимателем лицензии на осуществление турагентской и туроператорской деятельности

В последние годы значительное активизировалась деятельность по предоставлению туристических услуг и, как следствие, деятельность по их реализации. Поскольку при предоставлении данных услуг конечной целью для лица, которое их оказывает, является получение прибыли, постольку действия по их оказанию являются предпринимательской деятельностью. Соответственно, для того, чтобы ею заниматься, нужно быть субъектом предпринимательской деятельности — то есть либо создать юридическое лицо, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирование туроператорской или турагентской деятельности в России

Однако для начала осуществления туроператорской или турагентской деятельности этого недостаточно, поскольку законодательно установлены дополнительные требования к субъектам, ее осуществляющим. Например, предусмотрено лицензирование этих видов деятельности (это означает, что условием их осуществления является наличие лицензии, подтверждающей соответствие квалификации предпринимателя и его сотрудников, а также материально-технической базы лицензионным требованиям и осуществление деятельности с соблюдением определенных условий). В числе причин установления дополнительных требований при оказании данного рода услуг можно назвать следующие:

  • осуществление государственного контроля за деятельностью соответствующих субъектов и обеспечение стабильности гражданского оборота в данной сфере;
  • контроль за качеством предоставляемых услуг;
  • установление дополнительных гарантий защиты прав граждан — потребителей данных услуг.

Лицензированию подлежит не всякая деятельность, а только та, которая прямо указана в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г.). Применительно к туризму это:

  • туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (как это понятие дано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее — Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»);
  • турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»);
  • деятельность по продаже прав на клубный отдых — деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг (см. Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2002 N 753).

Следует сразу уточнить, что Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» не содержит понятия «международный туризм», оперируя понятиями «внутренний туризм», «въездной туризм», «выездной туризм», «социальный туризм» и «самодеятельный туризм». Это однако, не освобождает предпринимателей, предоставляющих услуги по организации путешествий за рубеж, от необходимости получения лицензии — ведь такая деятельность подпадает под понятие выездной туризм и подлежит лицензированию.

Статьей 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» определено, что «лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Примечание. Таким образом, условиями предоставления услуг в сфере туризма, согласно данной норме закона, является не только наличие лицензии, но и соответствие стандартам в области туристской индустрии и сертификация туристского продукта.

Изменения в правилах стандартизации услуг туриндустрии

Что касается стандартизации, то до 1 января 2005 г. еще действовали Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (утв. Постановлением Минтруда России от 17.05.1999 N 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии». В настоящее время они не действуют, поскольку Постановлением Минтруда России от 10.10.2002 N 71 срок действия данных Квалификационных требований был продлен до 1 января 2005 г., а затем было расформировано и само ведомство (Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2004 N 799-р).

Следовательно, продлить действие данного документа Минтруд уже не сможет, а преемник данных функций (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд) своего подобного документа так и не утвердил.

В результате соблюдение этого нормативного документа перестало быть обязательным, однако многие работодатели туристической отрасли продолжают использовать данный документ для собственного удобства, ведь Квалификационные требования являлись нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. В них были определены перечень должностей с квалификационными требованиями к ним и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных функциональных задач в процессе оказания туристических услуг лицами, занимающими определенные должности.

В номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги в сфере туризма не предусмотрены (Постановление Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 «О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (с изм. от 29 октября, 29 ноября, 31 декабря 2002 г., 8, 13 января, 15 апреля, 12 мая, 5, 26 июня, 8 октября 2003 г., 22 июля, 13 октября 2004 г.)).

Примечание. Следовательно, в части сертификации непосредственно туристского продукта в настоящее время нет требования о ее обязательности.

Однако это положение не исключает проведение добровольной сертификации согласно Приложению Б.7 к Постановлению Госстандарта России от 21.08.2003 N 97 «Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг» — «Порядок сертификации туристских услуг и услуг средств размещения». Однако это, как видно, уже добровольное решение каждого предпринимателя.

Примечание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для предоставления услуг в сфере туризма в настоящее время достаточно получить лицензию и соответствовать как при ее оформлении, так и в дальнейшем при осуществлении деятельности требованиям, установленным для лицензиата.

Выдача лицензий и контроль за соблюдением требований в сфере туризма

Хотя законодательство в сфере туристской деятельности Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, регулирование в сфере лицензирования является прерогативой федеральных органов исполнительной власти (п. «о» ст. 71 Конституции РФ, см. также Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (с изм. от 3 октября 2002 г.) и Постановление Правительства РФ от 10.10.2002 N 753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых»).

Примечание. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование, является Федеральное агентство по туризму.

Данное Федеральное агентство по туризму (далее — Агентство) возникло в результате преобразования Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (см. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму» и Указ Президента РФ от 18.11.2004 N 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»).

Лицензирование осуществляет как само Агентство, так и его территориальные органы. Например, выдача турагентских лицензий осуществляется его территориальными органами, а туроператорских — самим Агентством или его территориальными органами в случае передачи им соответствующих полномочий.

При этом передача функций по осуществлению лицензирования органам государственной власти субъектов или органам местного самоуправления недопустима. Это подтверждается и судебной практикой.

Пример. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24.04.2001 N 58-Г01-18 была оставлена без удовлетворения кассационная жалоба администрации Хабаровского края по делу о признании недействительным Постановления главы администрации Хабаровского края от 10.08.1998 N 313 «О лицензировании международной туристической деятельности на территории Хабаровского края» по причине превышения главой администрации своих полномочий.

Наказание за отсутствие лицензии

Интересен тот факт, что последствием осуществления деятельности без лицензии является признание всех сделок, на совершение которых требуется наличие лицензии, недействительными (ст. 173 ГК РФ). Но при одном условии — если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Если же граждане-потребители об этом не знали, то сделка будет являться действительной (такое решение вынес ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2001 N А29-6850/00А). С тем чтобы избежать подобных ситуаций, в число лицензионных требований и условий была включена обязанность туроператора и турагента довести до сведения покупателей услуг информацию о наличии у него лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

В любом случае осуществление деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.1 КоАП РФ, и влечет наложение на индивидуального предпринимателя административного взыскания: штрафа от 4000 до 5000 руб. за осуществление деятельности без лицензии с конфискацией орудий производства либо без таковой и штрафа от 3000 до 4000 руб. за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Протокол об административном правонарушении может быть составлен работником Федерального агентства по туризму, после чего материалы направляются на рассмотрение в суд.

Порядок получения лицензии

Лицензирование туристической деятельности осуществляется Федеральным агентством по туризму или его территориальными органами. Срок рассмотрения документов — 2 месяца. Срок действия лицензий — 5 лет.

Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

а) наличие в штате туроператора не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;

б) наличие у туроператора не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у индивидуального предпринимателя — туроператора высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;

в) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора — индивидуального предпринимателя;

д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

е) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ;

ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.

Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:

а) наличие у турагента не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;

б) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;

в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;

г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

д) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ;

е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.

Как было сказано выше, сертификация туристского продукта в настоящее время не является обязательной, поэтому не может рассматриваться в качестве обязательного лицензионного требования.

Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых являются:

а) наличие у предпринимателя не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет;

б) наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;

в) предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях;

г) заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ;

д) наличие в договоре купли-продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций;

е) предоставление клиенту следующей информации:

  • сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых;
  • сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации;
  • фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за продажу прав на клубный отдых.

Для получения лицензии в территориальный орган Федерального агентства по туризму предоставляются документы согласно перечню, приведенному в следующей справке. Все документы предоставляются в виде нотариально заверенных копий или в виде простых копий с предъявлением оригинала.

Примечание. При обращении за получением лицензии предоставляются документы:

а) заявление о выдаче лицензии;

б) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии (в настоящий момент он составляет 300 руб. за рассмотрение заявления и 1000 руб. за оформление бланка лицензии);

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя (и его работников — при обращении за получением туроператорской лицензии и лицензии на продажу прав на клубный отдых);

е) информация о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления соответствующего вида деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

При этом индивидуальный предприниматель, обращающийся за получением турагентской лицензии или лицензии на осуществление деятельности по продаже прав на клубный отдых, может еще не иметь работников, работающих у него по трудовому договору. Однако уже при обращении за получением туроператорской лицензии у него должны быть заключены трудовые договоры с не менее чем 3 работниками, соответствующими лицензионным требованиям.

Необходимо помнить, что индивидуальный предприниматель должен зарегистрировать трудовые договоры в органах государственной власти в течение 30 дней с момента их заключения.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на необходимость заключения договоров на момент подачи документов, момент, с которого работники должны приступать к работе, может быть отодвинут до момента получения лицензии. Для этого можно, например, указать в трудовом договоре условие о том, что работник приступает к осуществлению своих трудовых обязанностей через 2 месяца. Ведь непосредственная деятельность по формированию и распространению туристского продукта может осуществляться только с момента получения лицензии.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Кроме того, необходимо уведомлять лицензирующий орган о смене данных, содержащихся о лицензиате в реестре лицензий, в частности, об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, номера свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Процедура переоформления и продления лицензии идентична той, которая предусмотрена для первичного оформления лицензии.

Образцы документов, предоставляемых соискателем в лицензирующий орган (форма заявления из трех листов, см. пример), представлены далее.

Пример.

В Федеральное агентство по туризму

Заявление на получение государственной лицензии и включение в федеральный реестр

Индивидуальный предприниматель Черноморов Иван
Васильевич
Соискатель: —————————————————
РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская, д. 2,
кв. 15
Место нахождения: ———————————————
(по свидетельству
о государственной регистрации)
турагентская
Вид деятельности: ———————————————
Индивидуальный предприниматель
Должность: —————————————————
Черноморов Иван Васильевич
Фамилия, имя, отчество: —————————————
Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.)
подпись

Дата: 25.07.2005

Телефон(ы) для оперативной связи: (095) 312-58-96, 312-58-97

В Федеральное агентство по туризму

Информация об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях

РФ, 112148, г. Москва, ул. Смоленская, д. 3, оф. 324,
325, 326
Офис: ———————————————————
(095) 312-58-96, 312-58-97
Тел.: ———————————————————
Договор аренды N 115 нежилых помещений от 11 февраля 2005 г. с
—————————————————————
ООО «Бизнес-центр на Смоленской» (зарегистрировано в ЕГРП от
——————————————————————
20 марта 2005 г. за N 1234567-2005-1).
——————————————————————
Индивидуальный предприниматель
Должность: —————————————————
Черноморов Иван Васильевич
Фамилия, имя, отчество: —————————————
Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.)
подпись

Дата: 25.07.2005

В Федеральное агентство по туризму

Реестровая карточка

Индивидуальный предприниматель
— Организационно-правовая форма: ——————————
Черноморов Иван Васильевич
— Наименование: ———————————————-
РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 2, кв. 15
— Место нахождения: ——————————————
РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская, д. 2,
кв. 15
— Почтовый адрес: ———————————————
— Основной государственный регистрационный номер:
3052456789012226 от 03.02.2005
——————————————————————
нет
— Код ОКПО: —————————————————
776152738497/776101001
— ИНН/КПП: —————————————————
нет
— Иностранные инвестиции: ————————————
индивидуальный предприниматель Черноморов Иван
Васильевич
— Руководство: ————————————————
турагентская
— Лицензируемый вид деятельности: —————————-
095 312-58-97
— Телефон: —— (междугородний код) ———— (N телефона)
095 312-58-97
— Факс: ——- (междугородний код) ————- (N телефона)
нет
— Электронный адрес: ——————————————
— Адреса обособленных подразделений и помещений, используемых
РФ, 112148,
для осуществления лицензионного вида деятельности: —————
г. Москва, ул. Смоленская, д. 3, оф. 324, 325, 326
——————————————————————
— Номер последней лицензии на туристическую деятельность, кем
нет
и когда была выдана: ———————————————
— Номер сертификата соответствия туруслуг, кем и когда был
нет
выдан: ————————————————————
нет
— С какого года осуществляется работа на туррынке: ————
Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.)
подпись

Дата: 25.07.2005

Остановимся также на некоторых вопросах налогообложения при реализации путевок турагентствами. Согласно недавно выпущенному Письму Управления ФНС России по Московской области от 08.04.2005 N 22-19/4554, туристическая путевка не является товаром, она лишь подтверждает право на тур. Поэтому предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут учесть расходы на приобретение реализованных ими путевок при расчете единого налога. До выхода данного Письма, покупая путевки для перепродажи, турагентства всегда списывали покупную стоимость путевок на расходы в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Однако налоговики правы: при передаче путевки турист действительно получает не товар, а право на тур (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), а в ст. 346.16 НК РФ нет подобного вида расхода, который можно было бы учесть при «упрощенке». Поэтому у предпринимателей есть только два выхода из данной ситуации: либо выбирать при «упрощенке» объектом налогообложения «доходы» (однако предприниматель, уже избравший ранее таким объектом «доходы минус расходы» и отказавшийся от применения «упрощенки», должен будет ждать права снова перейти на «упрощенку» целый год), либо перейти на агентский договор с поставщиками путевок — ведь агент-«упрощенец» платит единый налог только со своего вознаграждения (Письмо Минфина России от 12.05.2004 N 04-02-05/2/21).

М.А.Сюткина

Юрист

юридической компании «Лигас»