О привлечении к ответственности

Содержание

ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объектом административного правонарушения является совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, — физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению.

Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). административный правонарушение штраф конфискация

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ).

Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел), либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия — это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Оно является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

В статье 3.2 КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административные наказания подразделяются на две основные группы: основные и дополнительные.

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Остальные административные наказания: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

Вместе с тем дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

Необходимо отметить, что перечень указанных административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя, т.е. перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в ст. 3.2 КоАП РФ в установленном порядке.

Таким образом, в настоящее время могут применяться следующие виды административных наказаний:

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом.

Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме. Оно применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, ст.12.3 КоАП РФ).

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия.

В частности, лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) — наиболее распространенный вид административного наказания; он представляет собой денежное взыскание с нарушителя определенной суммы, установленной в конкретном составе административного правонарушения. Основной показатель правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания, — величина административного штрафа.

В связи с этим административный штраф может выражаться в величине, кратной, например, минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин и т.д.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения.

Таким образом, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие указанных орудий и предметов в соответствии с требованиями ст. 35 Конституции РФ (согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда) может быть назначено только судьей (например, в случае нарушения правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами или нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему — ч. 2, 3 ст. 20.8 КоАП РФ).

Вместе с тем законодатель устанавливает некоторые ограничения в применении данного вида наказания.

Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация налагается только по решению суда и может быть установлена исключительно в случаях, прямо указанных в норме КоАП РФ об ответственности за конкретное административное правонарушение (например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) — ч. 2 ст. 14 КоАП РФ).

Кодексом определены некоторые категории лиц, к которым данный вид административного наказания не может быть применен.

Так, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Данный вид наказания устанавливается исключительно судьей за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ). В настоящее время назначаются: лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.) и т.д.

Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Однако законом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права.

Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участником которого он являлся.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) — одно из самых строгих наказаний, назначаемых судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

В частности, данное наказание фигурирует в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества — ст. 20.1).

Заключается административный арест в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до 30 суток.

Данный вид наказания не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

Устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся, например, в ст. 18.1 КоАП РФ (ч. 2) — нарушение режима государственной границы Российской Федерации; в ст. 18.8 — нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и т.д.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Применяется данный вид наказания, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 и т.д.).

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении (на срок до 90 суток) осуществления отдельных видов деятельности (работ) или оказания услуг виновными физическими и юридическими лицами.

Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ данный вид наказания применяется за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Мы продолжаем цикл рассылки на тему ответственности за административные правонарушения в области ВЭД.
Поскольку за нарушения законодательства в сфере ВЭД ее участники чаще всего подвергаются административной ответственности, то сегодняшняя рассылка будет полезна не только для «валютных» нарушителей, но также и нарушителей таможенных правил, ответственность за деятельность которых предусмотрена главой 16 КоАП РФ. Для наглядности и применимости тех советов, которые прозвучат сегодня, именно для ВЭДовцев, мы продолжим рассматривать вопросы на примере валютных нарушений.

Сегодня мы остановимся на таких важных аспектах, как формально-процедурные нарушения в процессе производства по делу об административном правонарушении. Зачастую они могут свести на нет все претензии контролирующих органов.

📌 Реклама Отключить

1) Итак, прежде всего необходимо определиться, правомочно ли должностное лицо составлять протокол по вашему нарушению?

В судебной практике имеются прецеденты, связанные с определением должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
В частности, арбитражным судом рассматривался вопрос о правомочиях специалиста-эксперта (главного специалиста-эксперта) территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора составлять протоколы об административных правонарушениях.

Постановление ФАС ВВО от 22.04. 2005 г. по делу N А56-46348/04

Суд установил, что руководитель территориального органа Росфиннадзора вправе издавать приказы об утверждении перечня должностных лиц территориального органа, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574, предусмотрены в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти должности категории «специалисты»: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
В связи с чем представляется, что указанные лица в соответствии с приказом руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора об утверждении перечня должностных лиц территориального органа, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, и утвержденным должностным регламентом вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

📌 Реклама Отключить

2) Далее, в процессе производства по делу, нужно четко следить за соблюдением должностными лицами процессуальных норм и требований.
Нарушение административным органом при производстве по делу об АП процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление ФАС УО от 23 апреля 2008 г. N Ф09-2650/08-С1

По мнению общества, был нарушен порядок привлечения его к административной ответственности, поскольку протокол об АП составлен в отсутствие законного представителя общества и без надлежащего уведомления общества о времени и месте составления указанного протокола.
Между обществом и РУП заключен экспортный контракт на поставку продукции.

📌 Реклама Отключить

По условиям указанного контракта общество (продавец) обязуется поставить, а РУП (покупатель) принять и оплатить продукцию в соответствии со спецификациями, в которых определено, что оплата товара производится в течение 5 дней с момента поставки товара. Указанная поставка осуществляется на условиях FCA г. Челябинск, согласно которым обязательства общества считаются выполненными с момента передачи товара первому перевозчику либо другому лицу, названному РУП.

Товар был принят перевозчиком 29.12.2006 к перевозке. И следует, что оплата за поставленный товар должна быть произведена РУП не позднее 03.01.2007. Денежные средства поступили на счет общества 24.01.2007, т.е. с нарушением срока на 21 день.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности АС в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

📌 Реклама Отключить

Находящийся в материалах дела протокол об АП N 12/293 составлен инспекцией 22.06.2007 с участием представителя общества Гниенко М.В., действующей по доверенности от 09.02.2007 N 53, которой материалы дела не содержат.
Вместе с тем в материалах дела имеется доверенность от 09.02.2007 N 35, которой общество уполномочило Гниенко М.В. на участие в качестве представителя общества в инспекции с правом получения и подписания протокола об административном правонарушении, без указания на конкретное административное дело.

Представленное в материалы дела пояснение главного бухгалтера общества Гниенко М.В., в котором дается ее объяснение тому, что допущена ошибка при присвоении номера доверенности от 09.02.2007 (вместо N 53 необходимо считать N 35), не может быть признано надлежащим доказательством, как не соответствующее требованию ст. 68 АПК РФ.
Доказательств наличия у Гниенко М.В. надлежащих полномочий на представление общества при составлении протокола об административном правонарушении по данному делу, а также извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 22.06.2007 управлением в материалы дела не представлено. При этом имеющаяся в материалах дела телефонограмма инспекции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем уведомлении общества, поскольку она была принята главным бухгалтером Гниенко М.В. и из ее содержания не видно, на составление протокола по какому конкретному административному делу приглашался руководитель общества.

📌 Реклама Отключить

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности в силу ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, о времени и месте составления протокола об АП является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, протоколом об административном правонарушении, на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, дачу объяснений и представления доказательств, заявление ходатайств и отводов, пользование юридической помощью защитника (ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ; п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ «, п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП»).
Таким образом, ошибочные выводы судов об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности привели к принятию неправильного решения, в силу чего они на основании ст. 28.8 КоАП РФ подлежат отмене.

📌 Реклама Отключить

Вывод:Суд признал незаконным и отменил постановление управления о привлечении общества к административной ответственности за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, поскольку имеющаяся в материалах дела телефонограмма инспекции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем уведомлении общества.

Постановление ФАС УО от 14.05.2007 N Ф09-3385/07-С1 по делу N А71-861/07

Общество заключило договор поставки с РУП. Согласно указанному договору оплата за импортируемый товар осуществляется путем 100-% предоплаты. Паспорт сделки оформлен в уполномоченном банке.
Доп.соглашением от 04.07.2006, заключенным между обществом и РУП, были изменены окончательная дата расчета и дата завершения исполнения обязательств по договору. Общество, по мнению управления, должно было представить в уполномоченный банк указанное доп.соглашение от 04.07.2006 и переоформить паспорт сделки, однако не сделало этого, чем нарушило установленные порядок и сроки предоставления форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям.

📌 Реклама Отключить

Суд с учетом положений КоАП РФ, ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» пришел к правильному выводу о правомерности выявления управлением в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В материалах дела имеется уведомление от 10.01.2007 о необходимости обществу явиться 12.01.2007 в таможню для ознакомления с материалами дела об АП, дачи пояснений по существу и участия в составлении протокола об административном правонарушении. На уведомлении имеется отметка о том, что оно было передано по факсу N 8 (247) 2-57-50 в 11 ч. 00 мин. 10.01.2007.
В материалах дела также имеется определение от 23.01.2007 о назначении времени и места рассмотрения дела об АП, согласно которому рассмотрение дела об АП назначено на 30.01.2007 на 10 ч. 00 мин. Указанное определение также было отправлено по факсу N 8 (247) 2-57-50, на нем имеется отметка о том, что факс приняла Цигвинцева.

📌 Реклама Отключить

Указанные документы были признаны надлежащими доказательствами (!) извещения общества о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрения материалов дела об АП.
Такой вывод суда нельзя признать достаточно обоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт регистрации факса N 8 (247) 2-57-50 именно за обществом. Общество, в свою очередь, факты принадлежности ему факса N 8 (247) 2-57-50 и получения факсограмм управления отрицает.

В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП» нарушение административным органом при производстве по делу об АП процессуальных требований, установленных АПК РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дне и времени составления протокола об АП и рассмотрения дела административным органом.

📌 Реклама Отключить

3) Кроме того, может случиться так, что для привлечения Вас к ответственности уже истечет срок давности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения АП.

Постановление ФАС УО от 06.03. 2008 г. по делу N 09-1127/08-С1 (дело N А47-1359/07

В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не приведено в исполнение в течение г. со дня его вступления в законную силу. Несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

📌 Реклама Отключить

Постановление ФАС УО от 14.10. 2008 г. N Ф09-7510/08-С1

…валютная выручка за поставленные товары на счет общества на момент проведения проверки не поступила.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении одного г. со дня совершения АП.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и управлением в представленном им в ФАС УО отзыве на жалобу не оспаривается, что предельной датой поступления оставшихся 50% платежа является дата 14.05.2007 (5 банковских дней с даты выпуска ГТД — с 04.05.2007).
Судом установлено, что в платеж в установленный срок (то есть до 14.05.2007) на расчетный счет общества не поступил. Таким образом, днем совершения обществом вменяемого ему АП является 14.05.2007.

📌 Реклама Отключить

Оспариваемое постановление N 94-08/50 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено управлением 16.05.2008, то есть по истечении предусмотренного действующим законодательством годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом то обстоятельство, что первоначально рассмотрение протокола об АП от было назначено на 13.05.2008, и по ходатайству директора общества перенесено на 16.05.2008, юридического значения в данном конкретном случае не имеет, поскольку оспариваемое постановление вынесено управлением именно 16.05.2008 за пределами срока давности.
Согласно п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об АП (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
П. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» предусмотрено, что, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает, в частности, решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ РФ).

📌 Реклама Отключить

До встречи, и
Успехов Вам при реализации задуманных проектов!

Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода. Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание. В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

— во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

— во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

— в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Кто может возбудить дело

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Кто имеет право рассматривать административное дело

Процедура подготовки к рассмотрению дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть и ).
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

Алгоритм таков:

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности»).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

В частности:

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

***

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

newinspire

4.Условия административной ответственности.

Условия административной ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых обусловливает наступление административной ответственности.

  1. Наличие события административного правонарушения.

  2. Наличие состава административного правонарушения.

  3. Достижение возраста административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, которое достигло возраста 16 лет (на момент совершения правонарушения).

  4. Вменяемость лица (ст.2.8).

  5. Вина.

  6. Наличие государственной регистрации (для юридических лиц).

  7. Отсутствие закона, устраняющего противоправность деяний.

  8. Недопущение многократного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние.

Тема 3: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

План:

  1. Понятие и признаки административной ответственности. Отграничение административных правонарушений от других противоправных деяний.

  2. Понятие и признаки состава административного правонарушения.

1.Частью 1 ст.2.1 дано понятие административного правонарушения. Признаки:

  1. Противоправность

  2. Виновность

  3. Административная наказуемость

  4. Общественная вредность.

2.В законодательстве понятие состава административного нарушения не определено, однако, наука его выработала. Под составом административного правонарушения в литературе понимают совокупность объективных и субъективных признаков, которые позволяют определить конкретное административное правонарушение. Если признаки административного правонарушения отграничивают его от других противоправных деяний, то признаки состава правонарушения позволяют выявить определенное административное правонарушение среди других административных правонарушений.

Классический состав административных нарушений представлен четырьмя элементами:

  1. Объект

  2. Объективная сторона

  3. Субъект

  4. Субъективная сторона

Объект– это то, на что направлено, на что посягает административное правонарушение. В литературе традиционно выделяют объекты: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общимобъектом являются все общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение в целом.

Родовойобъект – это однородная группа общественных отношений, на которые посягают определенные административные правонарушения. Родовой объект обозначен в названиях глав Особенной части КоАП и законах субъектов федерации.

Видовойобъект – более узкая группа однородных общественных отношений.

Непосредственныйобъект – общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушение.

Объективная сторонахарактеризует внешнюю форму выражения противоправного деяния (действия или бездействия). Действие – активное поведение, которое заключается в нарушении запретов, а бездействие – это пассивное поведение субъекта, которое выражается в невыполнении предписаний. Законом могут предусматриваться другие дополнительные квалифицирующие признаки. Эти признаки являются обязательными для квалификации деяний. К ним можно отнести: последствия, причинно-следственная связь между деянием и последствием, время, место, способ, обстановка, средства, орудия, предмет и т.д.

Признаком объективной стороны состава правонарушения, совершенного юридическим лицом, является его вина. Поскольку юридическое лицо считается неодушевленным предметом, постольку его вину нельзя определять через психическое отношение к содеянному. Вина юридического лица описывается в ч.2 ст.2.1 КоАП и состоит из элементов:

  1. Наличие и возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

  2. Непринятие мер юридическим лицом по недопущению нарушений этих правил и норм.

При такой конструкции вины юридического лица происходит объективное вменение и принцип презумпции невиновности не распространяется на юридических лиц.

Субъекты– физические и юридические лица.

Субъективная сторона– определяет внутреннюю сторону, отношение к правонарушению. Сознательно-волевое психическое отношение к содеянному и последствиям.

Основным признаком субъективной стороны является вина. Формы вины физического лица определены в ст. 2.2 КоАП, выражаются в виде умысла и неосторожности. Дополнительными квалифицирующими признаками являются мотив и цель. Таким образом, состав административного правонарушения, совершенного физическим лицом, является четырехэлементным, а совершенного юридическим лицом трехэлементным.

Виды составов административного правонарушения:

  1. По наличию последствий:

    1. Формальные (выражаются в нарушении правил без наступления материальных последствий).

    2. Материальные (характеризуются наличием материальных последствий в объективной стороне). От материальных составов следует отличать формальные составы, в результате которых был причинен вред.

  2. По длительности совершения правонарушения:

    1. Одномоментные (обычные). Это правонарушения, которые оканчиваются в момент их совершения. Для них моменты фактического и юридического окончания совпадают. Фактическое окончание – означает, что правонарушения больше не совершается. Юридическое окончание – означает, что деяние имеет признаки состава административного правонарушения.

    2. Длящиеся. Кодекс выделяет длящиеся правонарушения, но понятия им не дает. Определение длящегося правонарушения в настоящее время дано в Постановлении Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005г №5 «о некоторых вопросах применения судьями КоАП». В п.14 постановления определено, что длящееся правонарушение заключается в продолжительном неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицом возложенных на него законом обязанностей. При этом, неисполнение обязанностей к определенному сроку не является длящимся правонарушением. У длящихся правонарушений моменты фактического и юридического окончания не совпадают. Юридически оконченное длящееся правонарушение фактически оканчивается в следующих случаях:

      1. Добровольное прекращение

      2. Обнаружение правонарушения уполномоченными должностными лицами и органами

      3. По независящим объективным причинам

    3. Продолжаемые. Это совокупность самостоятельных однородных правонарушений, объединенных единой целью .

  3. По множественности совершения правонарушений. Повторность является обстоятельством отягчающим ответственность, однако следует разделять понятия однородное и аналогичное правонарушение.

    1. Однородное – имеющее единый родовой объект.

    2. Аналогичное правонарушение – это правонарушение, предусмотренное ст.5.27 КоАП, которое является таким же, что и ранее совершенные.

Множественные правонарушения– это правонарушения, которые были совершены одновременно одним деянием. В этом случае, если деяния предусмотрены различными статьями, но подведомственны одному органу, то лицо привлекается по строгой санкции. Если лицо совершает различные правонарушения в разное время, то он несет административную ответственность самостоятельно за каждое деяние.