Права органов опеки

Содержание

Защита имущественных прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства



Статья посвящена особенностям и механизмам осуществления защиты имущественных прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства.

Ключевые слова: несовершеннолетние, права несовершеннолетних, имущественные права, органы опеки и попечительства.

Защита прав несовершеннолетних осуществляется самим несовершеннолетним, его родителями, государственными органами, нотариусом, прокурором, судом.

Несмотря на многообразие действующих нормативно-правовых актов в сфере защиты прав данной категории граждан, на практике все еще встречается большое количество случаев нарушения прав несовершеннолетних, связанных с действиями их законных представителей, а также государственных органов.

Правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации — это правовое положение граждан, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, напрямую связанное с обществом и государством.

Гражданским кодексом Российской Федерации определены условия частичной дееспособности несовершеннолетних. Малолетние, которые не достигли шести лет, полностью недееспособны. Сделки от их имени могут совершать их родители, усыновители или же опекуны.

Малолетним в возрасте от шести до четырнадцати лет законом дозволяется совершать некоторые сделки самостоятельно. А в статье 26 ГК РФ определяются особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, которые вправе совершать сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя.

Следовательно, несовершеннолетние не обладают дееспособностью в полном объёме, они особенно нуждаются в защите своих прав со стороны родителей или законных представителей, органов опеки и попечительства и государства.

В настоящее время деятельность органов опеки и попечительства регулируется Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Закон закрепляет двойственную модель органов опеки и попечительства. То есть, с одной стороны, органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав несовершеннолетних, а также контролируют исполнение своих полномочий законными представителями несовершеннолетних. С другой стороны, органы опеки и попечительства обеспечивают оказание подопечным соответствующих услуг в области реализации и защиты их прав.

Данными органами осуществляется контроль над исполнением своих обязанностей и полномочий законными представителями. Главным инструментом в механизме защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан является выдача разрешений на совершение различных действий с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним. Все сделки, связанные с имуществом несовершеннолетних, совершаются только после получения разрешений на такие сделки от органов опеки и попечительства.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо в следующих случаях:

– совершение законными представителями сделок по сдаче имущества внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог»

– совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего, а также по обмену или дарению;

– совершение любых сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей;

– совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних.

Без предварительного разрешения категорически не разрешается и не допускается совершение любых сделок, связанных с имуществом несовершеннолетних граждан.

Таким образом, законодательство предусматривает обязательное участие органов опеки и попечительства в осуществлении сделок с участием несовершеннолетних. Данная норма связана с ограниченной дееспособностью детей. В данном контексте органы опеки и попечительства определяют законность таких сделок и допустимость их совершения.

В дальнейшем нотариус совершает нотариальные действия на основании разрешения от органов опеки.

Подводя итог, можно сказать, что органы опеки и попечительства играют важную роль в обеспечении прав несовершеннолетних граждан и являются основным элементом комплексного правового механизма защиты их имущественных прав.

Литература:

За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания к содержанию и воспитанию детей, предусмотренные законом. Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт. Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Проверки от органов опеки

Проверка состоит из ряда процедур:

  • обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  • беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  • проверка источников дохода;
  • медицинское обследование здоровья подопечных;
  • оценивают психологическое состояние объектов проверки.

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.

Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.

Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О., должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

На что обращает внимание опека

  • требует ли квартира ремонта или его наличие;
  • чистота в квартире;
  • внешний вид членов семьи;
  • наличие спальных мест для каждого в доме;
  • содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
  • присутствие домашних животных и насекомых;
  • в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  • физическое и моральное состояние малышей;
  • наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  • манера общения между близкими;
  • необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.

Если ребенка решили забрать

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  • поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  • проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  • выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  • при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  • следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Если ребенка не забрали

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение. Эти меры дают возможность устранить замечания к содержанию и воспитанию малолетних. Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.

Правовые последствия

В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.

Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска. В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке. Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

Законодательное регулирование

  • Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  • Статья 69. Лишение родительских прав;
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  • ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

  • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
  • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

Обязанности службы опеки и попечительства

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.

Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Ссылка на законодательный сайт с публикацией закона. Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей — поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство — главная задача

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций. Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Пример заключения органов опеки о лишении родительских прав

Заключение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав напрямую влияет на решение суда по делу о лишении род. прав или об опеке. Провести полный анализ ситуации в семье и принять на его основе тщательно аргументированное решение – это прямая обязанность органов опеки по охране прав несовершеннолетних.

Судебный процесс может начаться по заявлению одного из родителей, после прокурорского заявления или заявления от инспекции по делам несовершеннолетних или по заявлению ООП. Согласно СК РФ, предусмотрено многооснований для лишения родительских прав одного или обоих родителей:

  • Избегание своих род. обязанностей или уклонение от уплаты алиментов на ребёнка;
  • Злоупотребление род. правами;
  • Алкоголизм или наркомания родителей;
  • Отказ без весомых оснований взять обратно своего малыша из роддома или другого образовательного, социального или медицинского учреждения;
  • Жестокость по отношению к детям, которая включает в себя все виды насилия;
  • Умышленное преступление против своих детей, супруга (даже если он не является биологическим родителем) или против любого члена семьи.

Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

Если для здоровья или жизни маленького гражданина существует прямая опасность, то ООП имеют право забрать егоиз семьи немедленно. Сразу после этого они должны уведомить об этом прокурора, а потом в течение недели после выдачи акта об отобрании малыша подать иск об ограничении или лишении род. прав.

Уклонение родителей от исполнения решения суда об определении места жительства ребенка

По закону решение невозможно отменить, но можно обжаловать в течение десяти дней, если оно не устраивает одну из сторон. По истечении срока решение вступает в силу, а суд отправляет в органы ЗАГС выписку, чтобы в реестре гражданских состояний обновили данные. Если решение суда непонятно, можно подать заявление о разъяснении, но в большинстве случаев это не требуется.

Исполнение вступившего в силу решения может происходить как добровольно, так и принудительно. Его осуществляет судебный пристав-исполнитель, а не представитель от ООП. Это особенно важно, когда родители не желают отдавать свое чадо, даже если это в интересах малолетних детей. Участие органа опеки и попечительства даже не обсуждается, но вынуждать их самостоятельно изымать несовершеннолетнего противоречит законодательству РФ.

Игнорирование родителем судебного решения может проявиться в двух типах поведения. Пассивное игнорирование подразумевает отказ идти навстречу представителям власти, родитель не отпускает ребёнка, а из своего жилища делает заблокированную крепость. Активное игнорирование – это полноценный побег вместе с малышом, но это нельзя назвать похищением в юридическом смысле этого слова, потому что по закону родитель не может украсть своего же ребёнка. Исходя из этого, весьма непросто привлечь таких родителей к ответственности. Это не похищение, а за игнорирование судебного решения не предусмотрено серьёзных мер наказания.

Процедура лишения родительских прав

Алгоритм всего процесса прописан в СК РФ. Это происходит после судебного решения. На суде должны быть представлены неопровержимые доказательства вины родителя и того факта, что улучшение не произойдёт. Чтобы получить такие доказательства, нужно запросить информацию в нескольких учреждениях: УВД для получения справки о судимости, психоневрологический диспансер, если у ответчика психические отклонения, диспансер наркологии, если ответчик – наркоман или алкоголик.

Прежде чем передавать иск в суд, ООП сделают всё, чтобы несовершеннолетний вернулся в свою, но здоровую семью, так как в нашей стране предпочтительнее воспитание детей родителями.Во время разбирательствавсегда присутствуют прокурор и инспектор из ООП, который проводит исследование условий бытанесовершеннолетнего и других деталей дела. На суде в том числе разбирают вопрос о взыскании алиментов на ребёнка.

Каким органом производится

Когда затрагиваются интересы несовершеннолетних, как в данном случае, дело разбирают в районном или городском суде. Мировые суды не вправе разбирать подобные дела.

Заключение органов опеки и попечительства

Этот документ относится к доказательствам, поэтому он значит не меньше остальных доказательств по делу. Суд может признать его неубедительным, но должен обосновать своё решение.

В него входят показания истца, ответчика, родителей, свидетелей, педагогов, воспитателей, личное мнение подростка или малыша. Основной упор ООП бывает разным в зависимости от каждого дела. Если оно о назначении места жительства несовершеннолетнего с одним из его родителей, то они оба сравниваются в качестве воспитателей. Если дело о лишении род. прав, то ищут и проверяют основания для такой меры. Если напротив – об их восстановлении, то рассматривается вопрос о целесообразности этого решения.

Проверка условий проживания в семье для ребёнка – это в первую очередь изучение методов воспитания, а не материальное положение семьи, хотя оно тоже важно для его содержания. Воспитание находится в приоритете при оценке условий проживания. Для этого в ходе исследования изучаются личные качества истца и ответчика.

Пример заключения

Заключение

исполнительного органа госвласти о лишении род. прав Корнилова Андрея Олеговича относительно несовершеннолетнего Корнилова Алексея Андреевича, 02.05.2005 г. р.

Ознакомившись с материалами по лишению род. прав Корнилова Андрея Олеговича, завершив изучение условий быта, истца, ответчика, ООП полагает, что иск должен быть удовлетворён по следующим причинам:

  • Корнилов А.О. не содержал и не воспитывал своего ребёнкаКорнилова Алексея;
  • Корнилов А.О. не записан в наркодиспансере или психдиспансере, нопо словам истца, злоупотребляет алкогольными напитками;
  • Корнилов А.О. имеет алиментный долг в объёме 110 000 рублей;
  • Корнилов А.О. подарков не отправлял, материально не поддерживал, жизнью сына не интересовался, всю ответственность за воспитание и материальное обеспечение ребёнка нёс истец;
  • Корнилов А.О. ни разу не навещал сына по месту жительства и в МБОУ № 376 г. Ярославля, где учитсяКорнилов Алексей;
  • Корнилов А.О.нёс уголовную ответственность по ч.1 ст. 157 УК РФ;
  • Корнилов А.О. нёс админ. ответственность по ст.5.35 КоАП РФ.

Принимая во внимание эту информацию, апеллируя к ст. 69 СК РФ, ООП считает, что лишение род. прав отца Корнилова Андрея Олеговича по факту умышленного уклонения от финансового обеспечения и участия в жизни своего ребёнка Корнилова Алексея Андреевича, 02.05.2005 г. р., является целесообразным и не противоречит интересам ребёнка.

Последствия лишения родительских прав

Ребёнка причисляют к оставшимся без попечения детям. Если его нельзя передать другому родителю, или оба родителя без род. прав, за ребёнка несут ответственность ООП. Но даже без своих прав родитель по-прежнему обязан обеспечивать его за свой счёт.Мать или отец не будет принимать почти никакого участия в воспитании и содержании ребёнка, проживать с ним на одной территории. Многодетная семья может перестать быть таковой. Родители не имеют права голоса при усыновлении ребёнка другими людьми.

Определение ребёнка

Этот аспект решается в судебном порядке, происходит назначение опекунов и попечителей, также суд решает, где будет жить ребёнок. Опекуном может стать родственник ребёнка, если для детей есть все необходимые условия проживания. После проверки ООП определяют, может человек стать опекуном или нет.В худшем случае его поместят в детский дом, откуда его могут забрать приёмные родители. Процедура усыновления производится органами опеки и попечительства.

Восстановление родительских прав

С заявления человека, которого ранее уже лишили род. прав, начинается судебное разбирательство. В суде обязательно присутствуют ООП и прокурор.Если было совершено сексуальное насилие над ребёнком, родитель больше никогда не получит род. права.Их можно вернуть, только если родители кардинально исправили нездоровый образ жизни или подход к воспитанию детей.

Если восстановление прав прошлых родителей не соответствует желаниям и потребностям детей, то суд имеет право отказаться восстановить их. Если несовершеннолетнему уже есть 10 лет, суд учитывает его мнение. Одновременно с заявлением о возврате ребёнка бывшим родителям может проходить дело о возврате ребёнка нынешним опекунам. Пока усыновление не аннулируют, родители не получат свои права обратно.Суд после 3 дней с объявления решения отправляет выписку в орган ЗАГС.

Деятельность ООП сконцентрирована на защите интересов детей. Родители, которых лишили прав, ни в коем случае не должны воспринимать это как наказание, это сделано только ради благополучия детей. Несмотря на свою значительную роль в деле, мнение ООП не требует непременного исполнения судом. Заключение ООП – это просто оценка ситуации в семье, которая помогает суду вынести верное решение.