Промежуточный ликвидационный баланс

Содержание

Промежуточный баланс при ликвидации ООО

Закрытие организации – процедура сложная и включает в себя сразу несколько обязательных этапов. Одним из них является составление промежуточного ликвидационного баланса. Без него закрыть предприятия в установленном законом порядке не получится.

Что такое промежуточный баланс

По своей сути промежуточный баланс – это своего рода отчет о финансовом состоянии закрывающегося предприятия, который составляется на тот момент, когда срок по предъявлению кредиторами требований о погашении задолженностей подошел к концу.

Иными словами, после составления и сдачи промежуточного баланса, контрагенты не могут предъявить претензии к организации на взыскание долговых обязательств, за исключением тех случаев, когда это происходит в судебном порядке.

Промежуточный баланс показывает все требования, которые предъявлялись к организации по части долгов в период процесса закрытия предприятия, а также отражает операции по их удовлетворению. Кроме того, в нем содержатся сведения об имущественных активах компании, которые позволяют сделать вывод о платежеспособности ООО для погашения оставшихся долговых обязательств.

Грамотное составление промежуточного баланса играет крайне большую роль. Оно позволяет оценить собственникам организации реальное положение финансовых дел, а также продумать методы реализации оставшегося имущества, если возникнет таковая потребность.

Кому нужен промежуточный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс необходим всем юридическим лицам в период их закрытия, причем неважно, по какой причине: в добровольном ли порядке или в результате банкротства предприятия. Составляться он может как по инициативе собственников компании, так и по решению других заинтересованных сторон в судебном порядке (к примеру, налоговых органов, кредиторов и т.д.)

Сколько раз нужно составлять промежуточный баланс

В подавляющем большинстве случаев, промежуточный баланс составляется единожды и является одновременно окончательным ликвидационным, но иногда приходится делать его несколько раз. Например, в таких ситуациях, когда:

  • выездная налоговая проверка обнаруживает в документации фирмы несоответствие некоторых сведений фактическому положению дел;
  • ликвидация по каким-либо причинам затягивается и проходит дольше полагающегося по закону срока;
  • кредиторы предъявляют должнику свои финансовые претензии после утверждения промежуточного баланса. Но это возможно только тогда, когда эти претензии признаны либо арбитражным судом, либо ликвидационной комиссией.

Кто должен заниматься составлением промежуточного баланса

Как правило, в организациях этим занимаются:

  • сотрудники бухгалтерских, финансовых и экономических отделов;
  • непосредственно руководитель предприятия при наличии необходимых навыков;
  • ликвидатор;
  • иные уполномоченные лица.

Если промежуточный ликвидационный баланс составляется в процессе процедуры банкротства юридического лица, то он обязательно должен быть утвержден конкурсным управляющим. В случаях обычного закрытия предприятия утверждать его должна ликвидационная комиссия.

После того, как промежуточный баланс будет составлен и утвержден, то есть все активы и пассивы закрывающегося предприятия учтены, необходимо окончательно погасить имеющиеся долговые обязательства. Затем, то имущество и финансы, которые останутся у компании могут спокойно распределяться между учредителями юридического лица, сообразно их долевому участию либо иным способом, прописанном в законодательстве или Уставе организации.

Как составлять промежуточный баланс: основные моменты

Ликвидационный промежуточный баланс выглядит в виде специальной таблицы, в ячейках которой отображаются активы и пассивы, а также точные суммы денежных средств и счета, на которых они содержатся.

Составлять промежуточный баланс можно как в электронном, так и в бумажном виде.

Если говорить тезисно, то промежуточный баланс должен обязательно включать в себя следующие подробные сведения:

  • об активах и пассивах компании;
  • о ее имуществе;
  • о текущих кредиторских долгах;
  • о существующих дебиторских долгах.

По финансовой части существует перечень пунктов, которые должны также обязательно присутствовать в промежуточном балансе:

  • данные об уставном капитале – на момент закрытия он должен быть ровно таким, каким был указан в уставе юридического лица во время его постановки на государственный учет;
  • информацию о займах и кредитах. Здесь должны быть указаны все кредиторы предъявившие свои финансовые претензии в течение двухмесячного срока с момента объявления о закрытии предприятия. Напротив каждого из них необходимо написать о том, какое решение принято по данному долгу, в частности, погашен он или кредитору отказано в его возмещении;
  • все о заработной плате, в том числе премиях, компенсациях за отпуск, различных пособиях и материальной помощи, выплачиваемых сотрудникам;
  • доходы. Здесь должна содержаться информация обо всех доходах, в том числе тех деньгах, на которые кредиторы не предъявили свои требования;
  • внеоборотные средства и убытки.

ФАЙЛЫ
Скачать бланк ликвидационного промежуточного баланса .xlsСкачать образец составления ликвидационного промежуточного баланса .xls

Пример составленного промежуточного ликвидационного баланса показан ниже:

Кроме того, в промежуточный баланс должны быть включены находящиеся в собственности предприятия сооружения и здания, транспортная техника и спецтехника, оборудование, объекты незавершенного строительства, а также другие имущественные материальные активы.

Передача промежуточного баланса в налоговую инстанцию

Сначала следует сказать о том, что данный вид баланса нужно подавать налоговикам не позднее трех дней с момента его утверждения. Перед тем как сдавать ликвидационный промежуточный баланс в налоговую службу, необходимо подготовить и приложить к нему несколько документов:

  • акт по оценке имущества юридического лица;
  • копию публикации в СМИ о закрытии предприятии;
  • протокол собрания учредителей;
  • уведомление об утверждение промежуточного баланса либо ликвидационной комиссией, либо конкурсным управляющим.

Хорошо, если промежуточный баланс будет сопровожден пояснительной запиской, которую можно написать в свободной форме с подробными комментариями по наиболее сложным пунктам.

По итогам изучения промежуточного баланса специалисты налоговой службы могут принять решение о проведении выездной проверки. На этой случай нужно обязательно подготовить учредительные документы и их копии, первичную бухгалтерскую документацию, все налоговые декларации за последние несколько отчетных периодов, а также производственные приказы и иные кадровые документы.

Если баланс имеет нулевые показатели, то, скорее всего никакой налоговой проверки не последует.

Подводя итог, можно сказать, что промежуточный ликвидационный баланс является важнейшим механизмом контроля за финансовым состоянием закрывающейся организации на завершающем этапе ее деятельности. Также он позволяет оценить величину задолженности предприятия перед различными кредиторами и его платежеспособность. В зависимости от выводов, которые следуют из данных, приведенных в промежуточном балансе, предприятие может либо переходить к последней стадии закрытия, либо начать реализацию имущества через открытые торги для погашения всех оставшихся долговых обязательств.

Гражданско-правовое значение баланса и сметы юридического лица

Болдырев Владимир Анатольевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Автор анализирует гражданско-правовое значение баланса и сметы организации, делает вывод, что термин «смета» не должен использоваться при общей характеристике юридических лиц в законодательстве. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: организация, юридическое лицо, баланс, смета, субъект права, крупная сделка.

Civil-law importance of balance and cost sheet of juridical person

V.A. Boldyrev

Key words: organization, juridical person, balance, cost sheet, subject of law, large-scale transaction.

Использование в гражданском законе терминов «баланс» и «смета» при самой общей характеристике юридических лиц заставляет обратиться к значению названных терминов и причинам, по которым нормотворец счел необходимым прибегнуть к ним. И хотя законодатель не отразил в качестве самостоятельного признака соответствующих субъектов гражданских правоотношений наличие у них баланса или сметы, следующим за самим определением юридического лица правилом стала констатация обязанности: «Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету» (абз. 2 ст. 48 ГК РФ).

В советский период балансу придавалось большое значение и в правоприменительной практике, и в юридической литературе <1>, что, на наш взгляд, объясняется рядом факторов, прежде всего отсутствием нормальной системы официального учета и фиксации прав на дорогостоящее, в том числе и недвижимое, имущество. Тогда гражданско-правовое значение баланса, на наш взгляд, даже несколько завышалось: «Нахождение тех или иных объектов на балансе предприятия является одним из определяющих факторов при решении спорных вопросов принадлежности этих объектов тому или иному хозоргану» <2>.

<1> Якушев В.С. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973. С. 146.
<2> Заменгоф З.М. Правовой режим имущества хозяйственных органов. М.: Юрид. лит., 1972. С. 72.

Современного гражданско-правового значения баланса касается Р.С. Бевзенко, который говорит о доказательственной ценности сведений о нахождении имущества на балансе, но не о правообразующем характере такого нахождения: «Какого-либо правообразующего значения для возникновения гражданских прав и обязанностей, их защиты данные бухгалтерского учета не имеют… Трактовка владения как фактического состояния (т.е. «неправа») позволяет нам использовать данные бухгалтерского учета в качестве одного из доказательств владения в судебном процессе» <3>. Мы полагаем, что сам по себе учет имущества на балансе свидетельствует и об открытости владения, поскольку данные об имуществе отражаются в официальном документе. Однако следует понимать, что сам баланс без расшифровки основных средств не дает ценной информации о составе учтенных в активе объектов гражданских прав, именно поэтому в правоприменительной практике существенное внимание уделяется расшифровке статьи бухгалтерского баланса «основные средства» <4>.

<3> Бевзенко Р.С. Очерк 14. Проблема владения и держания // Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2008. С. 533.
<4> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2005 г. N Ф08-4285/2005 по делу N А15-1462/2004-6 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 января 2005 г. N А43-16167/2004-12-511 // Там же; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N А19-25773/06-52-Ф02-5054/07 по делу N А19-25773/06-52 // Там же; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 января 2003 г. N Ф03-А51/02-1/2850 // Там же; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 августа 2000 г. N Ф04/2064-38/А02-2000 по делу N А02-9/2000, А02-510/2000 // Там же; Постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 2007 г. N КГ-А40/13119-07 по делу N А40-30906/06-19-84 // Там же; Постановление ФАС Поволжского округа от 18 мая 2004 г. N А12-10888/02-С40 // Там же; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А42-5654/2009 // Там же.

Термин «баланс» встречается в кодифицированном гражданском законе неоднократно. В частности, им прямо определяются органы юридических лиц, компетентные утверждать баланс: общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью (подп. 3 п. 3 ст. 91 ГК РФ), общее собрание акционеров акционерного общества (подп. 4 п. 1 ст. 103 ГК РФ) и общее собрание членов производственного кооператива (подп. 4 п. 3 ст. 110 ГК РФ).

Особое внимание уделяется балансу публичных компаний. Бухгалтерский баланс ежегодно публикуется открытым акционерным обществом (абз. 2 п. 1 ст. 97), возможность выпуска акций связана с утверждением двух годовых балансов акционерного общества (абз. 2 п. 2 ст. 102 ГК РФ).

Важность баланса очевидна и для юридических лиц, представляющих собой объединение лиц, а не капиталов. По балансу определяется причитающаяся выбывающему участнику товарищества часть имущества или ее стоимость (п. 1 ст. 78 ГК РФ), аналогичным образом определяется часть имущества товарищества, подлежащая выделу в связи с необходимостью обращения взыскания по долгам участника (ст. 80 ГК РФ), с балансом вправе знакомиться вкладчик товарищества на вере (ст. 85 ГК РФ). Выплата стоимости пая члену производственного кооператива производится после утверждения годового баланса (абз. 2 п. 1 ст. 111 ГК РФ).

Определенное гражданско-правовое значение имеет баланс и для некоммерческих организаций. Так, убытки потребительского кооператива должны быть покрыты путем дополнительных взносов его членов в течение трех месяцев с момента утверждения ежегодного баланса под страхом ликвидации юридического лица (абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК РФ).

По-видимому, нет необходимости говорить обо всех нормах действующего законодательства, упоминающих баланс, однако не вспомнить об активе баланса — основном критерии оценки сделки юридического лица как крупной — нельзя.

Привязка крупных сделок, совершаемых юридическими лицами, к активу баланса осуществлена отдельными Федеральными законами для акционерных обществ <5>, обществ с ограниченной ответственностью <6>, унитарных предприятий <7>, автономных учреждений <8>, бюджетных учреждений <9>, государственной компании «Российские автомобильные дороги» <10>.

<5> Статья 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<6> Статья 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
<7> Статья 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
<8> Статья 14 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
<9> Пункт 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<10> Статья 24 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

Категория «крупная сделка», прочно вошедшая в отечественное право и определяющая особенности участия в гражданских правоотношениях как коммерческих, так и некоммерческих организаций, повысила значение баланса как документа, характеризующего экономическую деятельность юридических лиц, содержание которого влияет на легитимность совершаемых ими юридических актов. Баланс из средства доказывания факта владения превращается в критерий оценки правомерности поведения.

Сказанного о правоприменительной практике и содержании кодифицированного закона достаточно для констатации обоснованности и по крайней мере допустимости упоминания баланса в самой общей, посвященной конструкции юридического лица ст. 48 ГК РФ. Иная ситуация имеет место в случае со сметой.

Отсутствие в части первой ГК РФ каких-либо специальных правил, связанных с составлением сметы (в значении сметы доходов и расходов) и ее исполнением организациями, заставляет усомниться в целесообразности сохранения соответствующего термина в ст. 48 ГК РФ.

Термин «смета» имеет неодинаковую смысловую нагрузку в зависимости от того, в какой части ГК РФ он используется, к какому правовому институту имеет отношение. Так, как уже говорилось, согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, а в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы в договоре подряда может быть определена путем составления сметы.

Очевидно, что в одном случае смета относится к деятельности юридического лица как такового, вне зависимости от характера экономической активности, в другом случае — имеет строго прикладное значение, призвана определять цену в договоре, устранить возможные споры, связанные с его исполнением и возможным вариантом отказа от исполнения своих обязательств подрядчиком. Сметы в строительстве, например, бывают разные: локальные, объектные, кроме того, может составляться сводный сметный расчет <11>. Законодатель не счел необходимым останавливаться на частностях, виды и содержание смет им не раскрываются, не указываются даже общие принципы составления сметы как таковой.

<11> Ершов О.Г. О существенных условиях договора участия в долевом строительстве // Право и экономика. 2007. N 3. С. 38.

Единой чертой смет в первом и втором случае является то, что это документ, отражающий некий денежный эквивалент имущественных предоставлений, «дробный» по своей природе, закрепляющий предоставление денежных средств с делением по частям. Иными словами, любая смета как документ имеет значение акта, призванного систематизировать и дисциплинировать деятельность участников общественного отношения.

Определения сметы доходов и расходов юридических лиц в законе отсутствуют, более того, нет и единого нормативного правового акта, указывающего на те юридические лица, для которых составление и утверждение сметы доходов и расходов обязательны.

Смета характерна не только для юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме учреждений. В отдельных федеральных законах смета доходов и расходов упоминается как обязательный документ при описании самых различных некоммерческих организаций. Речь идет о кредитных кооперативах <12>, товариществах собственников жилья <13>, ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов <14>. Как исключение Законом предусмотрена смета доходов для коммерческой организации — казенного предприятия. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <15> любое унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс, в то же время согласно п. 2 ст. 19 названного Закона деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

<12> Статья 29 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.
<13> Статья 137 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.
<14> Статья 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
<15> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Обращение к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <16> (далее — Закон о некоммерческих организациях) не вносит какой-либо определенности в вопрос о том, для каких юридических лиц характерна смета, а для каких — баланс: «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету» (абз. 2 п. 1 ст. 3).

<16> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Обратим внимание, что в ст. 48 ГК РФ, где говорится о балансе и (или) смете, противопоставление двух названных документов наблюдается четче. Причем использование сочетания союзов «и (или)» говорит как о потенциальной возможности совместного существования двух документов у юридического лица, так и возможности существования только одного из них.

Однако противопоставление сметы и баланса оказывается на поверку искусственным, что явствует из содержания п. 4 ст. 5 Закона о некоммерческих организациях: «Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей его некоммерческой организации». Из данной формулировки явствует, что баланс есть у любой некоммерческой организации.

Если исходить из того, что смета — документ прежде всего финансовый, имеющий отношение к сфере бухгалтерского учета, следует обратиться к нормам Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» <17>. Однако «смета» лишь «мимоходом» упоминается в п. 3 ст. 1, без расшифровки, что это такое и какие функции она должна исполнять. И если бухгалтерский баланс прямо назван в п. 2 ст. 13 Закона в составе документов бухгалтерской отчетности, то такого документа, как смета, мы не найдем не только в законодательном акте, но и в подзаконных нормативных правовых актах. Согласно все тому же п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации. Однако в соответствующих нормативных правовых актах <18> искать смету доходов и расходов учреждений не имеет смысла, поскольку смета не может быть документом отчетности, ведь отчетность осуществляется по результатам деятельности, т.е. за прошлое время, а смета — это, наоборот, документ, направленный в будущее, т.е. план деятельности. Смета — это план предстоящих расходов и поступлений материальных и денежных средств <19>, как разъясняет толковый словарь — это «исчисление предстоящих расходов и доходов» <20>.

<17> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
<18> Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // Российская газета. N 47. 2011. 5 марта.
<19> Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 1238.
<20> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 735.

Отсюда вывод: природа баланса как документа, «направленного в прошлое», и природа сметы как документа, «направленного в будущее», настолько различны, что их одновременное упоминание в п. 1 ст. 48 ГК РФ лишено смысла. Учитывая, что для большинства юридических лиц смета не составляется, указание на смету как на важную черту юридического лица следует вообще исключить.

Из содержания ГК РСФСР 1964 г. <21> напрямую следовала возможность существования чисто сметных организаций, а также организаций со сметой и балансом (финансируемых не из бюджета). Самостоятельная смета была вспомогательным средством отнесения организации к числу юридических лиц, т.е. способом идентификации организаций, обладающих гражданской правосубъектностью. Такой подход законодателя в советский период имел простое объяснение с точки зрения процедуры образования субъектов гражданского права: в стране отсутствовал общедоступный реестр юридических лиц, который бы устранял любые неопределенности в статусе субъекта. Сохранение таких рудиментов, как смета, в современном кодифицированном гражданском законе неоправданно.

<21> Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.

Было бы ошибкой считать, что смета доходов и расходов юридического лица не обладает гражданско-правовым значением, не должна интересовать его контрагентов, во всяком случае, если идет речь о казенных учреждениях.

Вопрос о смете учреждений приобрел новое звучание в свете содержания п. 5 ст. 161 БК РФ, согласно которому выход казенного учреждения за пределы доведенных лимитов бюджетных обязательств может служить основанием для предъявления иска о признании соответствующей сделки недействительной. Сама возможность предъявления такого иска стимулирует потенциальных контрагентов к получению сведений о финансировании учреждения.

Согласно ст. 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Откуда он должен быть известен контрагенту?

Позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) по вопросу о применении нормы ст. 161 БК РФ в период, когда она относилась к бюджетным учреждениям «старого формата», является справедливой по отношению к контрагентам названных юридических лиц и полностью применима к положению казенных предприятий. Из разъяснений названного органа следует: во-первых, бремя доказывания того, что другая сторона знала или должна была знать о таких нарушениях, возлагается на соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, предъявившего иск; во-вторых, при решении вопроса о том, должна ли была другая сторона знать об обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении бюджетным учреждением требований ст. 161 БК РФ при заключении договора, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям оборота осмотрительность, установить наличие указанных обстоятельств; в-третьих, заключение и оплата учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной <22>.

<22> Пункт 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 (в ред. от 26 февраля 2009 г.) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8; 2009. N 5.

ВАС РФ сделал все возможное, чтобы защитить интересы добросовестных контрагентов учреждений. Вместе с тем поставленная законодателем и частично решенная правоприменителем проблема заставляет сформулировать вопрос более общего порядка: коль скоро действительность сделок казенных учреждений ставится в зависимость от содержания финансовых документов, регламентирующих их деятельность, не стоит ли сделать эти документы открытыми и общедоступными?

С 1 января 2012 г. государственные и муниципальные учреждения будут обязаны обеспечивать открытость и доступность целого ряда документов, характеризующих экономическую активность учреждений, в том числе с применением сети Интернет <23>. К числу таких документов отнесены в том числе план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, а также годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения.

<23> Пункт 19 ст. 6 и п. 5 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Тем не менее возможность знания того обстоятельства, выходит ли казенное учреждение за границы лимита бюджетных обязательств, фактически не гарантирована законом сейчас и не будет полностью гарантирована в будущем. И причины такого положения дел носят объективный характер. Само содержание сметы, даже если оно стало каким-либо образом известно контрагенту, не позволяет сделать вывод о выходе учреждения за пределы доведенных лимитов бюджетных обязательств. Такой вывод можно сделать, лишь зная объем принятых ранее обязательств.

Вопрос о публичном освещении планов и результатов экономической деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе о возможности публичного размещения бюджетных смет и иных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требует самого тщательного исследования. Однако цели такого исследования, на наш взгляд, не должны напрямую связываться с гражданско-правовыми последствиями. Обеспечение открытости и доступности соответствующей информации должно обеспечивать возможность проведения эффективного общественного контроля за использованием бюджетных средств.

Ликвидационный баланс (окончательный) в 2020 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Окончательный ликвидационный баланс составляется после погашения всех задолженностей перед контрагентами, сотрудниками и государством (налоги, страховые взносы и т.д.). Он содержит сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между учредителями и участниками ООО.

Обратите внимание, размер активов в окончательном балансе не должен быть больше, чем в промежуточном балансе, иначе налоговая инспекция может запросить разъяснения, и даже отказать в ликвидации фирмы. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Форма (бланк) и порядок составления ликвидационного баланса

Предварительная подготовка данных и само составление ликвидационного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя, формально по закону, эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

На 2020 год установленной формы окончательного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений).

При этом, в октябре 2016 года налоговая официально пояснила, что ликвидационный баланс можно подготовить по форме бухгалтерского баланса, утвердив его учредителями (участниками) ООО или лицом, принявшим решение о его ликвидации.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк окончательного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Образец заполнения окончательного ликвидационного баланса

Ниже представлен образец заполнения окончательного ликвидационного баланса:

Скачать образец

Решили закрыть ООО, но вспомнили, что компаньоны должны вам деньги? Закрыть ООО, у которого на момент принятия решения имеется такая задолженность, возможно. Разберемся, возможна ли ликвидация ООО с дебиторской задолженностью, а наша пошаговая инструкция поможет вам все сделать правильно.

Когда вам должны

Совокупность средств, причитающихся и не оплаченных вовремя организации со стороны третьих лиц, называется дебиторской задолженностью. Она может возникнуть не только тогда, когда средства не поступили на счет компании, но и в случае имеющейся переплаты в пользу кредитора.

Ликвидация ООО с дебиторской задолженностью, не погашенной по мере предъявления требований, невозможна. Окончательный баланс должен быть нулевым, чтобы компания закрылась благополучно и без привлечения суда.

Если вы предъявили дебиторам свои требования, а они не выплачивают долг, можно обратиться в суд. Там может быть установлена невозможность выплаты в вашу пользу необходимых сумм, после чего дебиторская задолженность списывается (ст. 417 ГК РФ).

Ликвидация компании – уже само по себе законное обстоятельство, в связи с которым дебиторская задолженность может быть списана (ст. 419 ГК РФ). То же самое происходит, если истек срок исковой давности по требованию долга, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Процесс ликвидации в данном случае будет проходить в обычном порядке, отраженном в ст. 63 ГК РФ. Для этого нужно:

1. Провести собрание учредителей и составить протокол с решением о ликвидации.

2. Сформировать ликвидационную комиссию или ликвидатора (если в ООО только один учредитель).

Свой выбор вы можете отразить в протоколе заседания по поводу ликвидации отдельным пунктом, либо составить отдельный документ с соответствующим решением. С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.

3. Заполнить заявление по форме Р15001.

Заявление должно быть подписано генеральным директором и нотариально заверено. Протокол собрания и заверенное заявление нужно подать в ФНС для регистрации и получить расписку (п. 1 ст. 20 Федерального закона №129-ФЗ). Как только изменения будут внесены в реестр юридических лиц (ЕРГЮЛ), официально начнется процесс ликвидации.

4. В журнале «Вестник государственной регистрации» нужно опубликовать информацию о начавшейся ликвидации с указанием порядка и сроков (не меньше 2 месяцев) для предъявления требований кредиторами.

5. Уведомить кредиторов.

Ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о начавшемся процессе закрытия компании. И в то же время принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Для этого должникам также направляются уведомления с требованием выплатить средства в связи с ликвидацией ООО. Копии всех уведомлений обязательно нужно сохранить.

6. Пережить налоговую проверку.

Если руководство налогового органа посчитает нужным, на адрес вашей компании будет направлена налоговая проверка (ст. 89 НК РФ). Ее осуществление начинается с подписанного решения и заканчивается заключением в виде справки, которая выдается председателю ликвидационной комиссии или ликвидатору. К такому этапу всегда лучше быть готовыми, поэтому необходимо привести в порядок бухгалтерию, провести инвентаризацию и, желательно, аудиторскую проверку.

7. Составить промежуточный баланс.

Ликвидационная комиссия должна оповестить о его создании налоговый орган – для этого нужно написать заявление по форме Р15001 (подраздел 2.3). Заявление заверяется нотариусом. В балансе отражаются все поступившие требования от кредиторов, порядок их рассмотрения и очередность удовлетворения, состав имущества общества (его частью является и дебиторская задолженность). Данный документ согласовывается с учредителями.

Составленный баланс является отправной точкой для удовлетворения поступивших от кредиторов требований (если они есть) и взыскания дебиторской задолженности.

8. В течение 1 месяца со дня составления промежуточного баланса необходимо предоставить сведения о сотрудниках в Пенсионный фонд (п. 3 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ). В ответ берется документ, подтверждающий предоставление сведений.

9. Составить окончательный ликвидационный баланс. Он утверждается учредителями ООО.

10. Собрать пакет документов для ФНС.

Вам понадобится заявление по форме Р16001, квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей, протокол об утверждении ликвидационного баланса, сам баланс, справка из Пенсионного фонда.

Далее налоговая принимает документы и выдает расписку. В ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации. С этого момента не только перестает существовать предприятие, но и заканчивается последний налоговый период, поэтому не забудьте доплатить налоги и сдать декларации.

11. На 6-й рабочий день забрать лист записи в ЕГРЮЛ и уведомление о том, что вы сняты с налогового учета.

Дебиторская задолженность подлежит взысканию в тот момент, когда ликвидационная комиссия ведет реестр требований от кредиторов. Невозможная к взысканию задолженность перед вами подлежит списанию. Поэтому перед тем, как ликвидировать ООО, постарайтесь вернуть себе все средства, которые вам задолжали компаньоны.

Благодарим за предложенную тему статьи Елену Козенкову, главного бухгалтера ООО «ЭДВ» (г. Тольятти).

Никаких особых форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов нет. И поэтому при их составлении можно использовать форму обычного бухгалтерского баланс это проще и понятнее.

Мы подскажем, как ее заполнить и какие еще документы надо приложить к балансам.

Цель создания этого документа — уточнить реальное финансовое положение закрывающейся компании и понять:

  • вы можете удовлетворить все требования кредиторо приславших вам ответ со сведениями о вашем долге (сумма, реквизиты документа, подтверждающего долг
  • вам придется объявлять о своем банкротстве.

Поэтому составляется промежуточный ликвидационный баланс по истечении срока, объявленного вами для предъявления требований кредиторами.

В промежуточном ликвидационном балансе лучше отразить всю кредиторскую задолженность, а не только те требования, которые кредиторы успели заявить в сро Ведь они имеют право потребовать погашение долга в любой момент до завершения процесса ликвидаци А некоторые из опоздавших кредиторов даже подают в суд заявления о признании недействительной записи в о прекращении деятельности общества. Суды иногда защищают закрывающуюся фирму, если она правильно уведомила своих кредиторо А вот ФАС ЗСО в такой ситуации призна

  • недостоверным промежуточный ликвидационный баланс с неполной кредиторской задолженностью;
  • незаконной госрегистрацию ликвидации.

А еще до истечения срока предъявления требований кредиторами сделайте следующее.

ШАГ 1. Проведите инвентаризацию всего имуществ Вам надо точно знать, какова его рыночная стоимость, чтобы понимать, сможете ли вы рассчитаться с кредиторами.

ШАГ 2. Потребуйте от дебиторов уплаты тех долгов, сроки погашения по которым уже наступили. Если сроки не подошли, то требовать досрочного погашения вы не вправе: только сам дебитор по своему желанию может расплатиться с вами раньше.

СОВЕТ

Если у вас не хватает денег рассчитаться с кредиторами, вы можете попробовать продать долги дебиторов.

Даже при условии, что их выкупят со скидкой, вы быстро получите «живые» деньги, которые могут вам пригодиться. Правда, продавать долги можно только на публичных торга

ШАГ 3. Если по итогам первых двух шагов стало ясно, что денег на расчетном счете компании недостаточно для погашения всех обязательств, ликвидационная комиссия должна принять решение о продаже какого-то имущества с публичных торгов.

ШАГ 4. По истечении срока предъявления требований кредиторами заполните бухгалтерский баланс по состоянию на текущую дату (с учетом данных инвентаризации, продажи какого-то имущества и погашения долгов вашими дебиторами).

УТВЕРЖДЕН
общим собранием участников ООО «Чао»
Протокол от 30 мая 2013 г. Не забудьте после составления промежуточного баланса утвердить его на собрании участников

Промежуточный ликвидационный баланс ООО «Чао»
на 24 мая 2013 г. Здесь указываете дату не ранее дня истечения срока для заявления требований кредиторов

Наименование статей Сумма, руб.
Актив
Запасы 122 000
Дебиторская задолженность
Денежные средства 478 000
Баланс 600 000
Пассив
Уставный капитал 200 000
Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (25 000)
Кредиторская задолженность 425 000
Баланс 600 000

Досвидайкин А.П.

ШАГ 5. Сделайте к балансу приложения в произвольной форме, содержащие перечень:

  • имущества фирмы. Здесь можно указать такие сведения:

Внимание

Если в составленном вами промежуточном ликвидационном балансе стоимость имущества окажется меньше, чем сумма кредиторской задолженности, вы должны будете начать процедуру банкротств

  • вы перечисляете индивидуально определенное имущество (недвижимость, оборудование), то наименование (по оборудованию еще и марку), местонахождение, рыночную стоимость;
  • вы описываете имущество с родовыми признаками (сырье, материалы, товары, денежные средства), то наименование, количество, рыночную стоимость — для сырья, материалов и др.; для денег указываете только сумму.

Например, о составе имущества вы можете подготовить такой документ.

Состав имущества ООО «Чао»

Наименование актива Сумма, руб.
Запасы: 122 000
— комплектующие изделия: 52 000
– велосипедные колеса 12 дюймов, 32 шт. 18 000
– велосипедные колеса 18 дюймов, 100 шт. 34 000
— товары на продажу — велосипеды детские «Быстренок», 35 шт. 70 000
Денежные средства: 478 000
— касса 8 000
— расчетный счет 470 000
Итого: 600 000

Досвидайкин А.П.
  • требований кредиторов.

Перечень заявленных кредиторами ООО «Чао» требований

Дата поступления требования Наименование кредитора Документы, по исполнению которых имеется задолженность Сумма задолженности, руб. Решение ликвидационной комиссии
отказать, принять)
очередь — отсутствует
очередь
Бухгалтер Свирина Е.С. Ведомость по зарплате от 20.05.2013 23 000 +
Юрисконсульт Проскурин Е.М. 25 000 +
Секретарь Пискунова Л.О. 18 000 +
.
Итого: 198 000 +
очередь
15.04.2013 Федеральный бюджет Требование ИФНС об уплате налога на прибыль и пени от 28.06.2013 № 243 59 000 +
очередь
16.04.2013 ОАО «Ваш офис» Договор аренды недвижимости от 16.05.2012 168 000 +
Итого: 425 000

Досвидайкин А.П.

Его вы составите после того, как ликвидационная комиссия рассчитается со всеми кредиторам Цель такого баланса — отразить информацию об активах, которые остались у компании после погашения долгов и получения дебиторской задолженности, но до расчетов с собственниками.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. При этом окончательный ликвидационный баланс нужно составить до того, как имущество ООО будет распределено между участникам

Именно по окончательному ликвидационному балансу будет видно, какое имущество получат собственники. Это подтверждают и аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Окончательный ликвидационный баланс представляется собственникам после завершения всех ликвидационных операций (реализации имущества, истребования дебиторской задолженности, погашения кредиторской задолженности).

В этом последнем балансе собственники видят объем и состав имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами и подлежащего распределению между собственниками. Этот баланс им нужен для принятия решения о том, какое именно имущество кому будет передаваться (если на балансе есть не только деньги, но и неденежные активы тоже).

Нет смысла делать нулевой баланс, то есть баланс после передачи имущества собственникам: он не несет никакой информационной нагрузки и никому не нуже

Составить окончательный баланс можно по такому же образцу, как и промежуточный. Никакие документы, подтверждающие оплату заявленных требований, к нему прикладывать не надо.

УТВЕРЖДЕН
общим собранием участников ООО «Чао»
Протокол от 5 июля 2013 г.

Ликвидационный баланс ООО «Чао»
на 4 июля 2013 г. Здесь указываете дату после всех расчетов с кредиторами

Наименование статей Сумма, руб.
Актив
Запасы 122 000
Деньги 53 000
Баланс 175 000
Пассив
Уставный капитал 200 000
Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (25 000)
Баланс 175 000

Досвидайкин А.П.

Сделайте проводки по закрытию ликвидационного баланса.

Дт Кт Сумма, руб.
Погашен непокрытый убыток прошлых лет за счет уставного капитала 80 «Уставный капитал» 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)» 25 000
Отражена задолженность перед участниками ООО 80 «Уставный капитал» 75 «Расчеты с учредителями» 175 000
Погашена задолженность перед участниками ООО:
— имуществом
75 «Расчеты с учредителями» 10 «Материалы» 122 000
— деньгами 51 «Расчетные счета» 53 000

Вплоть до внесения в записи о ликвидации вы обязаны:

  • есть какие-либо операции — то подавать отчетность в налоговую инспекцию и платить налоги (например, надо начислить НДС с товара, который вы продали, чтобы рассчитаться с кредиторами);
  • нет никаких операций — то подавать нулевую отчетность.

Кроме того, ваши ликвидационные балансы, приложения и пояснительные записки к ним являются документами постоянного (бессрочного) хранения, которые надо будет передать в архи

Не оплаченные контрагентами счета не препятствуют закрытию фирмы. Однако процедура прекращения деятельности приобретет определенные особенности. В ходе ликвидации ООО собственникам потребуется разобраться с дебиторской задолженностью. Ее необходимо будет взыскать, списать в убытки либо уступить по договору цессии.

Причины образования долгов

Исполнение хозяйственных договоров требует от представителей бизнеса грамотного бухгалтерского учета. Моменты оплаты по сделкам редко совпадают с днями отгрузки товара, завершения работ или оказания услуг. После выставления коммерческого счета компания должна зафиксировать ожидаемую сумму в регистрах. Средства, причитающиеся фирме, отражают в составе дебиторской задолженности.

Само по себе наличие неоплаченных счетов не считается негативным явлением. Это характерная черта активного участия в деловом обороте. Если объем не исполненных контрагентами обязательств растет, руководству надлежит принять меры. Формирование крупных долгов ведет к сокращению оборотного капитала и грозит финансовой нестабильностью.

Специалисты выделяют два типа «дебиторки».

Текущая (нормальная) Просроченная
Требования возникают по мере исполнения сделок. Так, при отгрузке товара партиями задолженность покупателя формируется нарастающим итогом. Срок же оплаты наступает по завершении договора или в определенный день. К нормальной «дебиторке» отнесены все обязательства с обеспечением Безнадёжная Сомнительная
Здесь учитываются денежные обязательства, срок давности по которым истек. В группу включают и требования, невозможность исполнения которых подтверждена судом или иным компетентным органом К категории относят не исполненные контрагентами требования, не имеющие какого-либо обеспечения

Таким образом, дебиторская задолженность – имущественные права хозяйственного общества. Возникает она, когда средства за отгруженную продукцию, оказанные услуги или выполненные работы, не поступили на счет компании. К формированию долга может привести также начисление пени, штрафов, вынесение судебных решений о взыскании денег или заключение соглашений об оплате. Появляются требования у организации и в случае имеющейся переплаты в пользу кредитора.

Правовое обоснование

Пошаговая инструкция по прекращению деятельности хозяйственного общества содержится в ст. ст. 61–65 ГК РФ. Правила детализируются положениями закона 14-ФЗ от 08.02.98. Обязательным условием закрытия компании признается нулевой ликвидационный баланс. Фирма должна погасить кредиторские требования и распределить оставшиеся активы.

Правовая база операций по списанию представлена:

Правила бухгалтерского учета дополняет обширная судебная практика. Так, коллегиями ФАС Московского, Уральского, Волго-Вятского и Центрального округов неоднократно подтверждалось право участников оборота на списание просроченной «дебиторки» во внереализационные затраты. Ключевыми условиями служители Фемиды признавали истечение срока давности либо иное подтверждение нереальности взыскания (постановления № КА-А40/8894-05 от 15.09.15, № Ф09-1748/05-С7 от 04.05.05, № А28-2208/03-102/23 от 03.06.03).

Альтернативным способом решения вопроса с «дебиторкой» является цессия. Фирма вправе заключить договор уступки имущественных прав с заинтересованным лицом. Согласие должника на сделку получать не нужно. В роли нового кредитора традиционно выступают коллекторские объединения. Отношения регулируются статьями 388–390 ГК РФ.

Правила списания задолженности

Для официальной ликвидации общества окончательный баланс должен быть нулевым. К нужному знаменателю показатели приводят в несколько этапов.

Стадия Порядок оформления
Инвентаризация К анализу имущественных прав и обязательств компании ликвидационная комиссия приступает сразу после формирования. В ходе инвентаризации оценивается структура дебиторской задолженности. Текущие, сомнительные и безнадежные долги разбиваются на отдельные группы. Результатом работы комиссии становятся описи и акты. На их основе составляют промежуточный ликвидационный баланс. В документе отражают соотношение кредиторских требований, «дебиторки», стоимости активов и объема денежных средств компании
Собрание учредителей Промежуточные итоги выносят на обсуждение собственников. Участникам предстоит скоординировать деятельность комиссии и определить судьбу отдельных обязательств. Незначительная дебиторская задолженность может списываться за счет нераспределенной прибыли. Владельцы определяют также судьбу требований, исковая давность по которым не истекла. Ликвидаторам поручают судебное взыскание либо передачу долгов коллекторам
Списание безнадёжной «дебиторки» Основанием исключения позиции из баланса станет решение ликвидационной комиссии. В качестве приложения к нему выступят первичная отчетность, свидетельствующая о наличии долга, акт инвентаризации и документальное подтверждение безнадежности. Основания, которые позволяют признать задолженность таковой, перечислены в статье 266 НК РФ. В перечень входят проигрыш в суде, прекращение исполнительного производства ввиду отсутствия имущества, ликвидация должника, истечение периода исковой давности Сроки определяются в соответствии с главой 12 ГК РФ
Взыскание задолженности Ликвидационная комиссия обязана принять меры, направленные на сокращение «дебиторки». С этой целью проводят сверку расчетов, контрагентам рассылают претензии с указанием точной суммы и ссылками на нормативно-правовые акты. Если добиться оплаты на этом этапе не удалось, дело передается в суд. Взыскание производится по вступившим в силу решениям с привлечением приставов-исполнителей. Отклонение иска становится основанием списания дебиторской задолженности в убытки
Уступка прав требования Комиссия рассылает письма контрагентам. Партнеров уведомляют о ликвидации и предлагают произвести оплату до наступления оговоренной законом (соглашением) даты. Письма носят рекомендательный характер. Если предложения будут отвергнуты, ликвидатор ищет покупателя имущественного права. Дебиторскую задолженность, обеспеченную залогами, поручительством или банковской гарантией, охотно приобретают коллекторы. Кроме того, кредиторы организации нередко соглашаются принять права требования в качестве оплаты долгов. Если претендентов на актив не находится, его можно передать учредителям в порядке статьи 58 закона 14-ФЗ
Прощение С отдельными дебиторами ликвидационная комиссия может подписать соглашение. Сделки особенно актуальны при невозможности взыскания всей суммы долга. Стороны идут на взаимные уступки. Учесть списанные таким способом обязательства при расчете налога на прибыль можно далеко не всегда. Компания должна доказать, что мировое соглашение направлено на сокращение убытков (письма Минфина и ФНС РФ № СА-4-7/13193@ от 12.08.11 и № ГД-4-3/617 от 21.01.14)

Особенности работы с «дебиторкой» во многом определяет порядок ликвидации. Если бизнес закрывается по решению собственников, списание производится наиболее удобным способом. В случае принудительного прекращения деятельности или банкротства, ликвидаторы аннулируют долги лишь после исчерпания всех методов взыскания.

Обратите внимание! Безвозмездная передача имущественных прав или прощение долга влияет на обязательства перед бюджетом. Новый кредитор, как и должник, обязаны учесть выгоды при исчислении налога на доходы (прибыль).

Коротко о резерве сомнительных долгов

Статья 266 НК РФ наделяет налогоплательщиков правом формирования особых фондов. Отчисления в них относят к внереализационным расходам и принимают к учету по окончании отчетных периодов. Размер резерва рассчитывается по итогам инвентаризации. Сумма задолженности, по которой производится списание, определяется по-разному. Основой становится период просрочки:

  • более 90 суток – 100%;
  • от 45 до 90 дней – 50%;
  • до 45 суток – 0%.

В расчет принимают календарные дни. Совокупный размер резерва не должен превышать 10% валовой выручки общества за предыдущий или текущий налоговый период.

Возможность для предприятия создать резерв сомнительных долгов – эффективный способ защиты от убытков. За счет фонда компенсируют потери от безнадежной «дебиторки». Если ущерб компании оказались больше накопленных сумм, их переводят в убытки.

Важно! В бухгалтерском учете формирование специального фонда признано обязательным (п. 70 ПБУ, утвержденного распоряжением Минфина РФ № 34н от 29.07.98, а также ведомственное письмо № 07-04-09/2355 от 22.01.16). Если предприятие принимает решение не создавать резервный фонд в налоговых целях, различия придется закрепить учетной политикой. При этом составлять бухгалтерские проводки для отражения реальной ситуации по сомнительным долгам все равно придется.

Сроки давности

При оценке перспектив взыскания «дебиторки» ликвидационная комиссия опирается на положения главы 12 ГК РФ. По общему правилу обратиться в суд с иском о погашении задолженности компания может в течение 3 лет. Специальные сроки установлены отраслевыми законами (ст. 197 ГК РФ).

При оценке задолженности стоит помнить о правилах перерыва и приостановки течения исковой давности. Отсчет периода, отведенного законом на судебную защиту, начинается заново в случае признания дебитором долга (ст. 203 ГК РФ). Перечень действий, подтверждающих этот факт, приведен в постановлении ВС РФ № 43 от 29.09.15. Высшая инстанция включила в список:

  • погашение процентов за несвоевременную оплату;
  • обращение с просьбой об отсрочке;
  • подписание акта взаимных расчетов;
  • заключение договора о зачете встречного требования;
  • реструктуризацию.

А вот частичная оплата без однозначного признания долга в перечень не вошла. Ссылаться на этот факт в суде нельзя.

Учесть необходимо и правила приостановки срока. Они описаны статьей 202 ГК РФ. Основанием становится действие непреодолимых обстоятельств. К таковым относят военное положение, стихийное бедствие, введение моратория и т. д. Эти периоды не принимают в расчет при определении исковой давности.

Таким образом, списание «дебиторки» становится обязательным этапом при закрытии бизнеса. Нулевой баланс очень важен для ликвидации, а потому комиссии предстоит избавиться от всех имущественных прав. Выбор способа списания зависит от причин прекращения деятельности, позиции учредителей и прочих факторов. Процедура закрытия бизнеса меняться не будет. Ликвидатору придется выполнить условия об извещении налоговых органов, рассчитаться с кредиторами, опубликовать сведения в «Вестнике государственной регистрации».

«1С:Бухгалтерия 8»: как сформировать ликвидационный баланс

Рис. 1.

После этого открывается форма для работы с отчетностью. На вкладке Отчеты выбираем пункт Бухгалтерская отчетность (с 2011 года) – рис. 2.

Рис. 2

В стартовой форме бухгалтерской отчетности нужно выбрать период, за который нам нужен ликвидационный баланс. Например, январь – август 2014 года. Далее нажимаем на кнопку Oткрыть (рис. 3).

Рис. 3

После этого создается и выводится на экран новая форма бухгалтерского баланса. Обратите внимание, что это пустой бланк. В верхнем меню необходимо указать Вид сдачи отчетности — промежуточная (при ликвидации\реорганизации) либо ликвидационная отчетность, а затем нажать кнопку Заполнить на верхней командной панели (рис. 4).

Рис. 4

По умолчанию формирование баланса в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 происходит в тысячах рублей. Однако, программа имеет возможность выбрать миллионы рублей или просто рубли.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем, подпись главного бухгалтера не нужна (статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Таким образом, отчетность может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде при наличии бумажного экземпляра отчетности.

Для представления в электронном виде ФНС утвердила Приказ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме».

Форматом электронного представления не предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, отличный от года, за исключением представления промежуточной отчетности при ликвидации\реорганизации и ликвидационного баланса.

Воспользовавшись электронным представлением, можно распечатать бланк с двухмерным штрихкодом PDF 417, который формируется из файла выгрузки.

На таком бланке в поле Отчетный период (код) проставляется код 90 или 94 в зависимости от вида сформированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 5).

Рис. 5

Таким образом, на бланке ликвидационного баланса с двухмерным штрихкодом можно идентифицировать отчетность как «ликвидационную» или «промежуточную» (при ликвидации\реорганизации).

Дополнительно дату, на которую составляется ликвидационный баланс, на бланке с двухмерных штрихкодом PDF 417. проставлять нет необходимости. Дата автоматически устанавливается при выгрузке бухгалтерской отчетности. На самих же бланках баланса конкретная дата не проставляется (рис. 6).

Рис. 6

Бумажный бланк по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», не содержит полей для указания вида баланса – промежуточный или ликвидационный. Поэтому рекомендуем выполнить следующее:

  • на бланке баланса вручную скорректировать наименование баланса;
  • вручную проставить специальные отметки об утверждении ликвидационного баланса или приложить к ликвидационному балансу решение об его утверждении;
  • необходимо вручную установить дату, на которую составляется ликвидационный баланс.

Пример на рис. 7.

Рис. 7

Кроме этого, рекомендуем составить пояснительную записку в произвольной форме. В ней отразить этапы и тонкости процесса ликвидации организации.

И в заключение несколько слов о составлении последней бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая обязанность прописана в Федеральном законе № 402–ФЗ от 06.12.2011 (пункт 4 статьи 17). Также в законе уточнено, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты (подпункт 9 пункта 3 статьи 21).

На сегодняшний день такие федеральные стандарты отсутствуют. Таким образом, возможности составить «последнюю бухгалтерскую отчетность» нет.