С отрывом от производства

Статья 197 ТК РФ. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации ст. 21 ТК относит к числу основных трудовых прав работника.

2. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии. Она осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 и коммент. к ней).

Подготовка работников проводится в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения (см. ст. 202 и коммент. к ней).

3. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Для переподготовки работников и безработных граждан используются учебные базы организаций (учебно-курсовые комбинаты, учебные пункты, школы, постоянно действующие курсы), учебные центры, функционирующие в составе государственной службы занятости. Переподготовка работников производится, кроме того, начальными, средними и высшими образовательными учреждениями профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке (ст. 202 ТК).

Профессиональная подготовка и переподготовка лиц, потерявших работу, могут производиться негосударственными организациями (учебными заведениями), деятельность которых допускается по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти при наличии заключения государственной службы занятости.

4. Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда. Работодатель, исходя из конкретных условий производства, с учетом мнения представительного органа работников, утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение работников (ст. 196 ТК).

Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников.

5. В Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 (САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456), выдвинуты принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации, к содержанию их подготовки и переподготовки. В них отмечается, что целью Правительства РФ и других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества.

Непрерывность обучения этих категорий работников обеспечивают следующие его виды:

  • систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
  • участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;
  • краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • длительное периодическое обучение (не реже одного раза в 5 лет) в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в т.ч. за рубежом;
  • обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию;
  • переподготовка — получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Обучение осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения, другими юридическими лицами.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца. Диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а лишь удостоверяет право специалиста вести профессиональную деятельность в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников (Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571 // БНА РФ. 2000. N 44).

6. Повышение квалификации рабочих — это обучение, призванное последовательно совершенствовать их профессиональные и экономические знания, умения и навыки, повышать мастерство по имеющимся профессиям.

Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также с целью изучить передовой опыт, приобрести профессиональные и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, службой занятости населения.

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Образовательные программы могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования — курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Государственные, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580).

Профессиональное обучение государственных служащих регулируется специальными актами: Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утв. Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2066).

7. Повышение квалификации управленческих кадров осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607). Указом предусмотрено организовывать подготовку управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом. На повышение квалификации (переподготовку) работники должны направляться на конкурсной основе (ежегодно — не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства Российской Федерации). Указанные требования по поводу стажа работы не распространяются на военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных Сил РФ.

Организация, направляющая специалиста на повышение квалификации (переподготовку), не позднее 10 дней до начала обучения заключает с ним контракт, руководствуясь при этом Типовым контрактом со специалистом, направляемым на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. По окончании обучения организация заключает со специалистом трудовой контракт в соответствии с указанным выше Типовым контрактом (п. п. 3, 4 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).

Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

Новая редакция Ст. 196 ТК РФ

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Статье 196 ТК РФ

Работодатель может направить работников (по своей инициативе) на курсы повышения квалификации, а может провести переподготовку своими силами. Порядок осуществления профессиональной подготовки и переподготовки должен быть установлен в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах (абзац 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации отдельных категорий работников, если это является условием выполнения их работы (абзац 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). В качестве примера можно привести медицинских работников, учителей, строителей.

Другой комментарий к Ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Комментируемая статья воспроизводит норму, содержащуюся в ст. 21 ТК, в части предоставления работнику этого права, а также определяет порядок его реализации.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется исключительно путем заключения с работодателем договора, дополняющего трудовой договор.

Если обучение работника будет осуществляться непосредственно у работодателя, отношения сторон по профессиональному переобучению оформляются ученическим договором. Нормы об ученическом договоре сконцентрированы в гл. 32 ТК РФ (см. ст. ст. 198 — 208 ТК РФ и комментарий к ним).

В случае направления работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования работник и работодатель также заключают договор, содержание которого действующим законодательством не регламентировано. Исключение касается лишь специалистов, направляемых на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Контракты, заключаемые между ними и организацией, направляющей их на обучение, оформляются в соответствии с Типовым контрактом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44.

Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденного тем же Постановлением, контракт должен быть заключен не позднее 10 дней до начала подготовки.

В соответствии с Типовым контрактом в период подготовки специалиста в образовательном учреждении организация обязуется оплатить стоимость его подготовки (полностью или частично), командировочные расходы, включая проживание и проезд к месту прохождения подготовки (стажировки) специалиста и обратно; сохранить среднюю заработную плату специалиста по основному месту работы. По завершении подготовки специалиста организация обязуется предоставить ему управленческую должность в соответствии с полученной квалификацией, заключив с ним трудовой договор.

Специалист в свою очередь обязуется освоить программу подготовки в соответствии с Государственным планом и прибыть в организацию для заключения трудового договора не позднее согласованного сторонами срока. Кроме того, в соответствии с данным Типовым контрактом на специалиста возлагается обязанность возместить организации затраты, связанные с его подготовкой в соответствии с Государственным планом, при условии расторжения этого контракта по его инициативе без уважительных причин, отчислении из образовательного учреждения, отказе приступить к работе в установленный срок.

Специалист освобождается от заключения трудового договора с организацией, направившей его на обучение, в следующих случаях:

— при наличии медицинских противопоказаний в отношении работы в конкретных организациях (должностях) или на территориях;

— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, находящихся на попечении специалиста, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

— при беременности или наличии ребенка в возрасте до полутора лет на момент завершения обучения, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены);

— если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе подготовки квалификации.

Указанный Типовой контракт может быть взят за основу и при определении содержания договоров о направлении на обучение в образовательное учреждение за счет средств работодателя любых других работников.

Вопрос: В федеральном государственном бюджетном учреждении применяют табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы — форму 0504421, утвержденную приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н. Сотрудники направляются на повышение квалификации, которое проводится в той же местности, с отрывом от работы.
Как оплачивать и оформлять обучение при направлении основного работника, не работающего по совместительству, на обучение с отрывом от основной работы? Как оплачивать и оформлять обучение, когда внутренний совместитель направляется на обучение с отрывом от работы одновременно по основному месту работы и по совместительству; когда внешний совместитель направлен на обучение по должности по совместительству с отрывом от работы, при этом совместители выходят на работу и исполняют свои трудовые обязанности?
Ответ: В ситуации, когда основной работник, не работающий по совместительству, направляется на обучение в ту же местность с отрывом от основной работы, отметим следующее.
Согласно части первой ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которые в силу положений ч. 4 ст. 73 и ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляются, в частности, посредством реализации программ повышения квалификации.
Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка по основному месту работы. А при направлении с отрывом от работы в другую местность работникам также производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).
Как прямо указано в ст. 187 ТК РФ, средний заработок за время обучения сохраняется только по основному месту работы и только если происходит отрыв от работы. Поэтому в ситуации, когда основной работник направляется на обучение с отрывом от работы в ту же местность, за ним сохраняется средний заработок.
Для всех случаев определения среднего заработка, предусмотренных ТК РФ, а значит, и для оплаты периода повышения квалификации единый порядок его исчисления установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение). Пункт 9 Положения предусматривает, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Поскольку заработанная сумма делится на фактически отработанные дни, средний дневной заработок в такой ситуации представляет собой среднюю стоимость одного рабочего дня, а не календарного. Поэтому и умножать его нужно на количество рабочих дней по графику работника в периоде, подлежащем оплате. Такой вывод подтверждается решением Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366. Если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, для исчисления среднего заработка используется средний часовой заработок, который умножается на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (п. 13 Положения).
Таким образом, для исчисления размера среднего заработка, который необходимо выплатить работнику за период обучения, необходимо средний дневной заработок (либо средний часовой заработок, если работнику установлен суммированный учет рабочего времени) умножить на количество рабочих дней (часов) по графику работника, приходящихся на период обучения.
В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени. При этом форма N 0504421 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» утвержденная приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н (далее — Приказ N 173н), не предусматривает условного обозначения, соответствующего времени повышения квалификации. Вместе с тем общими положениями Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение N 5 к Приказу N 173н) предусмотрено право субъекта учета вводить в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели. Поэтому, на наш взгляд, в данной ситуации будет наиболее правильно внести в табель дополнительный буквенный код для обозначения времени отсутствия работника в период повышения квалификации — код «ПК», а если работник направлялся на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность — код «ПМ», по аналогии с табелем формы N 0301008.
Нормативные правовые акты прямо не определяют, какие документы надо оформлять при направлении работника на обучение. При этом, как следует из ст. 187 ТК РФ, нормы, регламентирующие служебные командировки, применяются при направлении на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование только в части, касающейся размеров и порядка оплаты расходов при направлении в другую местность. Оформлять такое обучение в том же порядке, что и командировки, не нужно. Вместе с тем обычно решение работодателя о направлении работника на обучение (повышение квалификации) оформляется соответствующим приказом (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 06.09.2012 по делу N 33-10374, решение Тегульдетского районного суда Томской области от 21.05.2012 по делу N 2-51/2012).
По ситуации, когда внутренний совместитель направляется на обучение с отрывом от работы одновременно по основному месту работы и по совместительству либо внешний совместитель направлен на обучение по должности по совместительству с отрывом от работы, при этом совместители выходят на работу и исполняют свои трудовые обязанности, отметим следующее.
Как мы указали выше, в силу ст. 187 ТК РФ средний заработок за время обучения сохраняется только по основному месту работы. Следовательно, на период обучения с отрывом от работы средний заработок внешнему совместителю не сохраняется. Даже если работник будет считаться проходящим повышение квалификации и на основном месте работы, и по внутреннему совместительству, то средний заработок в любом случае он получит только по основному месту работы.
В то же время из ст. 56, ст. 129, ст. 132, ст. 135 ТК РФ следует, что работодатель обязан оплатить все время, в течение которого работник выполняет обусловленную трудовым договором трудовую функцию, в размере, определяемом исходя из системы оплаты труда, установленной у работодателя, и фактически выполненной работником работы. Следовательно, работодатель обязан выплачивать совместителям (как внешним, так и внутренним) заработную плату за фактически отработанное время в обычном порядке и в период обучения, если работник исполнял обязанности в этот период. Поэтому фактически отработанные совместителем часы работодатель должен учесть в табеле учета рабочего времени и оплатить. В соответствии с Методическими указаниями в табеле регистрируются только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. Соответственно, в такой ситуации, полагаем, в табеле учета рабочего времени в верхней половине строки указывается фактически отработанное работником время, а в нижней — условное обозначение «Ф». Дни отсутствия совместителя на работе в связи с повышением квалификации отмечаются, как указано выше, по аналогии с табелем формы N 0301008 (например коды «ПК» или «ПМ»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
21 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Обучение без отрыва от производства

В данной статье подробно рассказывается про обучение без отрыва от производства, и все что об этом надо знать. Случаются ситуации, когда работнику необходимо получить образование, но отойти от работы на это время он никак не может. В таких ситуациях опытные руководители стараются взвесить все против и за и для начала решить есть ли на самом деле необходимость в получении образования. После того как решение будет принято работодателю необходимо будет найти методы обучить своего сотрудника без отрыва от производства.

Виды обучения

Существует два вида обучения:

  1. Производится в стороннем заведении;
  2. Обучение на рабочем месте, то есть, не отрывая работника от производства.

Обучение без отрыва от производства происходит в том случае, когда работник пользуется инструментами и оборудованием. Получается, что происходит сочетания учебы и работы одновременно.

Плюсы такого обучения

Вид обучения имеет множество существенных преимуществ по сравнению с другой формой обучения. К ним можно отнести:

  1. Низкую цену, так как обучение не требует отъезды куда-либо, все происходит прямо на рабочем месте;
  2. Высокая эффективность и результативность. Это связано с тем, что работа человека будет подразумевать выполнение тех же операций, что и во время учебы, что позволяет набраться опыта и с большей эффективностью выполнять работу;
  3. Не требует последующей адаптации. Во время обучения работник привыкает к коллективу и в последующем пропадает необходимость на дополнительное время для привыкания к атмосфере и новой обстановке.

Минусы такого обучения

Безусловно, у такого обучения будут и небольшие недостатки. Среди них выделяют:

  • Риск не получить должное качество обучения. Этот пункт возможен в том случае, если наставник сам не обладает всеми необходимыми качествами или не может уделить столько времени, сколько необходимо для должного обучения;
  • Маленькая заработная плата. Этот пункт будет присутствовать в случае сдельной оплаты. Поскольку норму выработать во время учебы не сможет ни ученик, ни его наставник;
  • Если выбор наставника был сделан неграмотно, то есть риск, что работника обучат неправильным методам, которые пользуется только наставник;
  • Наличие брака и перерасход сырья. Происходит в том случае, когда новый работник только учится производить продукцию и может ошибаться очень часто;
  • Поломка оборудования. В случае ненадлежащего объяснения работнику инструкции как им пользоваться;
  • Неудобство в атмосфере производства. Ученик, не привыкший к постоянному шуму или суете, будет испытывать неловкость в первые дни работы, что может сказать на возникновении стресса.

Однако стоит отметить, что некоторым навыкам возможно обучить только в среде производства. Это связано с большим значением в такой работе практики. Теоретические знания тоже важны, однако все познается исключительно на практике.

Документы для обучения и его оформление

Все, что связано с новым персоналом относится к отделу кадров. Обычно проблем эта процедура за собой не несет. Однако в случае если необходимо убрать цену за обучение из налоговой базы стоит немедленно обращаться в бухгалтерию. Бухгалтера помогут правильно организовать этот процесс.

Чтобы оформить данный вид обучения необходимо предоставить план, где будет указано количество и состав учеников, а также прописаны причины для их обучения.

После чего необходимо составить приказ, в котором будет отражено, что обучение будет происходить без отрыва от производства, и снова прописать причины для такой подготовки кадров.

В случае, когда наставником выступает не работник предприятия, а специалист из другого учреждения, то с ним необходимо заключить контракт на предоставление образовательных услуг.

Если в качестве наставника выберут одного из человек, который числится сотрудником в этой организации, то для него составляется дополнительное соглашение. Его прикрепляют к трудовому договору и прописывают в нем оплату обучения сотрудников.

Также необходимо составить ученические договоры, которые позволят осуществлять обучение, не отрываясь от производства. Такой договор содержит информацию, о том какая специальность или квалификационный разряд будут получены сотрудником, а также определяются обязанности обеих сторон. Среди обязательств, которые определяются договором, могу выступать следующие:

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 сентября 2015 г.

Содержание журнала № 18 за 2015 г.Н.В. Цыбина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Для работников некоторых профессий предусмотрено периодическое повышение квалификации и/или дополнительное обучение, например для врачей, фармацевтовподп. 8 п. 1 ст. 79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее — Закон № 323-ФЗ), аудиторовп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

И работодатель, направивший работника на такое обучение, обязанстатьи 167, 187 ТК РФ:

  • сохранить за ним место работы (должность);
  • освободить его от работы на время обучения (при невозможности совмещения работы и обучения);
  • выплатить ему средний заработок за время учебы, если оно попадает на рабочие дни (или командировочные, если работник направлен на обучение в другую местностьст. 167 ТК РФ).

Другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ определенного населенного пунктап. 16 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2;

  • оплатить ему предусмотренные законодательством дополнительные расходы (на проезд, проживание, если обучение проходило в другом городе).

Но вот оплачивать стоимость самого обучения работодатель должен не всегда. Посмотрим, какие здесь есть варианты.

ВАРИАНТ 1. Работодатель обязан оплачивать за свой счет профессиональное обучение работников или получение ими дополнительного профессионального образования. Например, в случае с медицинскими работниками и фармацевтами оплата повышения квалификации полностью лежит на работодателе в соответствии с закономст. 196 ТК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ.

ВАРИАНТ 2. Работодатель не обязан оплачивать обучение, например по программам повышения квалификации аудитора, но он это делаетп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

ВАРИАНТ 3. Работодатель не оплачивает обучение работников, поскольку законодательством это ему не вменено.

Оформляем необходимость обучения

Во всех перечисленных выше вариантах все будет начинаться с приказа о направлении сотрудников для получения дополнительного профессионального образования. В приказе указывается, кто (ф. и. о. работника), где (наименование учебного заведения), когда (даты начала и окончания обучения) и по какой форме (очной или заочной) будет обучаться.

Включать или не включать условие об обязательном обучении в трудовые договоры с работниками, зависит от ситуации.

ВАРИАНТ 1. Если работодатель по закону обязан оплачивать повышение квалификации сотрудника, то нет необходимости об этом упоминать в трудовом договоре.

ВАРИАНТ 2. Если обязанности оплачивать обучение сотрудников у работодателя нет, но он это делает, то, скорее всего, ему захочется иметь гарантию, что после учебы работник не уволится вместе с новой «корочкой». Для этого еще при заключении трудового договора в него можно включить условие, что в случае оплаты работодателем профессионального обучения работник будет обязан отработать в течение какого-либо срокаст. 249 ТК РФ; Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1. Если работник решит уволиться раньше, он должен будет возместить работодателю стоимость обучения в сумме, пропорциональной фактически не отработанному после окончания обучения времениОпределение КС от 15.07.2010 № 1005-О-О. Если же такое условие не было включено в трудовой договор при его оформлении, то можно заключить допсоглашение к договору с этими же условиями.

ВАРИАНТ 3. Казалось бы, если работодатель не платит за обучение, то и необходимости во внесении условий об обучении в трудовой договор (допсоглашение) нет. Однако работодателю следует помнить о том, что, допуская к работе сотрудника без аттестата (или другого документа, свидетельствующего об успешном прохождении обучения), нарушает закон именно он, а не сотрудник. Поэтому лучше все же зафиксировать в трудовом договоре обязанность работника своевременно получать дополнительное образование.

Отражаем расходы на обучение в учете

Оплачивает ли работодатель обучение работников по требованию закона или по собственной инициативе, для налогового и бухгалтерского учета не важно.

Чтобы отнести стоимость обучения в расходы, нужно иметь на руках подтверждающие документы:

Подтвержденная перечисленными документами стоимость обучения списывается на прочие расходыподп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ. Дополнительно желательно иметь учебную программу с указанием количества часов посещений занятий, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучениеПисьма Минфина от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77.

Если работодатель уплачивает налог на прибыль, то стоимость обучения списывается в расходы на дату подписания акта об оказании услугподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Если он применяет УСНО, то расходы учитываются также на дату подписания акта, но только после оплаты стоимости обученияподп. 33 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

НДС, указанный в счете-фактуре по образовательной услуге, можно принять к вычету в том периоде, в котором этот документ был полученп. 2 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.

В бухучете проводки по списанию стоимости обучения в расходы делаются на дату выдачи документа, свидетельствующего о пройденном работником обучениипп. 3, 16 ПБУ 10/99.

Оплачиваем работнику учебные дни

Сразу скажем, что если работник учится без отрыва от производства, то работодатель не обязан оплачивать ему учебные дни.

Если же работник обучается с отрывом от работы, то ему нужно за учебные дни начислить и выплатить среднюю заработную платуcт. 187 ТК РФ; пп. 4, 5, 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922.

Ну и если работники учатся в другом городе и вы оплатили им все дополнительные расходы, связанные с обучением, — на покупку билетов на проезд, на оплату гостиницы и прочиест. 187 ТК РФ, то эти суммы тоже можно включить в расходы.

***

Информация о пройденном работником профессиональном обучении или повышении квалификации должна отражаться в его трудовой книжкеподп. «б» п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225. Для этого внесите в нее запись о времени обучения работника, наименовании учебного заведения и полученной им специальности (категории, специализации и т. п.).