Срок действия банковской гарантии

Содержание

Срок действия банковской гарантии

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Банковская гарантия
  • Срок действия банковской гарантии

Согласно 44-ФЗ, для заключения контракта победитель должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Практически всегда для этого используют банковскую гарантию, поэтому для определения срока действия гарантии надо знать дату начала и окончания исполнения контракта и учесть требования статьи 96 44-ФЗ.

Вы можете прочитать эту статью или просмотреть видео, где рассказывается, как определить срок действия банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта:

Начало срока действия банковской гарантии

Гарантию необходимо получить до подписания контракта и, обычно, датой начала её действия является день выпуска.

Совет: бывают нестандартные ситуации, к которым стоит отнестись очень внимательно. Чаще всего это происходит у недобросовестных банков, в тексте документа указывают обстоятельства, при которых вступает в силу БГ. Например, бенефициар должен письменно подтвердить получение документа от гаранта, и только после получения этого письма банком начинается действие гарантии. Но если его не будет, то в случае каких-либо проблем заказчик не будет иметь право на возмещение понесенного ущерба, т.к. его БГ так и не начала действовать.

Но если работы по контракту начинаются позже, например, сезонные работы, закупку по которым заказчик проводит заблаговременно, срок действия гарантии вступает в силу с какой-то определённой даты, а не с даты выпуска гарантии.

Поэтому перед оформлением гарантии важно точно знать с какого дня она начнёт действовать (с даты выпуска или позже, когда начнутся работы по контракту). Эту информацию можно найти в контракте или аукционной документации.

Окончание действия банковской гарантии

В ст. 96 ФЗ-44 установлено общее правило функционирования гарантии относительно срока исполнения контракта.

Срок действия банковской гарантии определяется с учётом требований статьи 96 44-ФЗ, он устанавливается на усмотрение заказчика и должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц.

Определив сроки начала и окончания действия банковской гарантии, Вы можете рассчитать её стоимость и выбрать банк.

Для этого введите информацию о гарантии в поля ниже и нажмите «рассчитать»

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Изменение срока банковской гарантии

Срок действия гарантии по 44-ФЗ всегда прописывается в ее тексте, но существуют случаи, в которых его можно изменить:

  1. Изменился срок действия госконтракта и выданная ранее БГ не покрывает период его исполнения. В данном случае необходимо обратиться в банк-гарант и оформить гарантию на недостающее время, соответственно требованиям закона, т.е. минимум на месяц после даты завершения договора.
  2. Условия контракта были выполнены раньше указанного в нем периода. В такой ситуации время действия гарантии может быть сокращено. Бенефициар возвращает документ в банк, тем самым подтверждая, что работы, услуги или товар его полностью устраивают, и он снимает обязательства с гаранта. В некоторых случаях (если это предусмотрено соглашением с банком) поставщик может вернуть часть уплаченной комиссии.
  3. Если контракт заключается на длительное время, т.е. на несколько лет, банк может выдвинуть предложение оформить БГ на год, с ежегодным ее продлением. Данное условие прописывается в тексте безотзывной банковской гарантии.

Как вы поняли, существует много подводных камней в оформлении и получении БГ, и чтобы не тратить Ваше время и силы на изучение всех правовых нюансов, с которыми Вы можете столкнуться в процессе получения документа, лучше сразу обратиться к профессионалам.

Определить сроки,

рассчитать стоимость и оформить гарантию

Заказать

Надежные банки

Специалисты компании РусТендер с 2012 работают более, чем с 20 банками из списка МинФина РФ и качественно подготовят для Вас гарантию в короткие сроки. Ведь нелегитимный документ может способствовать тому, что Вас занесут в реестр недобросовестных поставщиков, что отрицательно скажется на репутации компании.

Статья 44 ЖК РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Новая редакция Ст. 44 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

1.1. Лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также — договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

4.5) принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Комментарий к Статье 44 ЖК РФ

1. Правила, установленные в ст. ст. 44 — 48 Кодекса, являются принципиально новыми, в ЖК 1983 г. и Основах они отсутствовали. При этом указанные статьи, посвященные органу управления многоквартирным домом, включены в главу 6 раздела II «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения», что представляется не вполне логичным. Соответствующие положения, с нашей точки зрения, следовало установить в разделе VIII Кодекса «Управление многоквартирными домами».

Частью 1 ст. 44 Кодекса введено понятие «орган управления многоквартирным домом». Таким органом признано общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Данное положение сформулировано в императивной норме и не предполагает исключений. Иными словами, указанный орган управления должен действовать во всех многоквартирных домах, помещения в которых находятся в государственной, муниципальной, частной собственности.

2. Установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания (ч. 2 ст. 44 Кодекса). Этот перечень не является исчерпывающим, так как собрание вправе решать и иные вопросы, указанные в других статьях Кодекса. Обратим внимание на то, что буквальное толкование нормы, установленной в п. 5 ч. 2 ст. 44, позволяет утверждать, что общее собрание собственников помещений лишено права принимать к своему рассмотрению вопросы, прямо не отнесенные Кодексом к его компетенции.

К иным вопросам, помимо указанных в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, отнесенным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, относятся, в частности:

определение сроков и порядка проведения годового общего собрания, а также порядка уведомления о принятых им решениях (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ);

определение порядка оформления протоколами решений общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК);

определение конкретного помещения в многоквартирном доме, в котором размещаются сообщения о решениях, принятых общим собранием, и об итогах голосования по соответствующим вопросам (ч. 3 ст. 46);

определение места или адреса хранения протоколов общих собраний (ч. 4 ст. 46).

Нетрудно заметить, что указанные вопросы носят в основном технический, процедурный характер и по существу ничего не добавляют к компетенции общего собрания, прямо предусмотренной в п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 44 Кодекса.

С учетом этого данная юридическая конструкция выглядит не вполне убедительно. Например, совершенно очевидно, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме (см. ст. 164 ЖК) общему собранию указанных собственников на практике потребуется решать многие другие вопросы, помимо прямо отнесенных Кодексом к его компетенции, в частности, вопросы, подобные тем, которые решают единоличные и коллегиальные исполнительные органы юридических лиц. Поэтому, с нашей точки зрения, формулировка положений п. 5 ч. 2 ст. 44 Кодекса требует уточнения путем внесения в нее соответствующих изменений.

Другой комментарий к Ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Определенные вопросы, связанные с «жизнью» многоквартирных домов — ремонт, реконструкция, обслуживание и т.п., — решаются общим собранием собственников помещений (как жилых, так и нежилых). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления этим домом.

2. Статья 44 определяет перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания. Перечень не является закрытым; иные вопросы, относимые к компетенции общего собрания, могут быть определены, как предусматривает п. 5 ч. 2 ст. 44, Жилищным кодексом РФ.

К компетенции общего собрания относятся:

1) вопросы о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), о строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, о ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

2) вопросы о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

5) другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Статья 46 ЖК устанавливает, что решение общего собрания обязательно для всех собственников помещений, в том числе для тех, кто не участвовал в голосовании, а также определяет юридическую силу решения. Так, по вопросам, предусмотренным п. 1 — 3, решение принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников, по вопросу, предусмотренному п. 4, — простым большинством голосов собственников, принимающих участие в данном собрании.

Что касается обозначенных в ст. 156 (ч. 7) и ст. 158 (ч. 2) вопросов о размере платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме и размере оплаты расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (вопросы, дополняющие перечень, установленный данной статьей, — п. 5 ч. 2), то согласно ч. 1 ст. 46 ЖК они решаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании.

Минфин России рассказал о требованиях к сроку действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение предусмотренных контрактом обязательств

В частности, специалисты министерства в своем письме отмечают, что в силу ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ (письмо Минфина России от 27 сентября 2019 г. № 24-03-07/74362). При этом иных требований к сроку действия банковской гарантии Законом № 44-ФЗ не установлено.

В то же время подчеркивается, что требования, установленные заказчиком в документации о закупке, контракте к сроку действия банковской гарантии не должны ограничивать количество участников закупки.

Отметим, что в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 2 мая 2017 г. № 305-ЭС16-20341, определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 305-ЭС17-1132, определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 305-КГ17-1095 указано, что максимального предела действия банковской гарантии в законодательстве не установлено. Следовательно, заказчик может установить требование о предоставлении банковской гарантии с более длительным сроком действия, чем предусмотрено в ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, если на то имеется основание.

Банковская гарантия в сфере госзакупок

Что такое обеспечение в сфере госзакупок?

Один из принципов 44-ФЗ — ответственность за результат и эффективность закупки. Другими словами, госзаказчику нужны гарантии, что победитель тендера подпишет контракт и выполнит его с соблюдением всех заявленных условий.

В госзакупках есть два вида гарантий:

  • Обеспечение заявки – страховка на случай, если победитель откажется подписывать выигранный контракт.
  • Обеспечение исполнения контракта – страхует в ситуациях, когда поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия.

Обеспечить заявку или исполнение контракта можно двумя способами.

  • Внести собственные деньги «в залог». Для обеспечения заявки — на спецсчет, а для обеспечения контракта — на расчетный счет заказчика. Деньги будут «заморожены» до определения победителя тендера или выполнения всех условий контракта.
  • Предоставить банковскую гарантию. Банк возместит госзаказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Банковская гарантия оформляется согласно требованиям 44-ФЗ, и поставщик платит банку за ее получение комиссию.

Что выбрать для обеспечения контракта — денежный залог или банковскую гарантию — решает поставщик.

Когда предоставляется банковская гарантия?

Банковская гарантия для обеспечения заявки

Обеспечение составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта: точная сумма всегда прописывается в закупочной документации.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не меньше двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок. По завершении процедуры комиссия за банковскую гарантию поставщику не возвращается.

Банковская гарантия при исполнении контракта в электронном аукционе или конкурсе

Победитель электронного аукциона обязан подписать контракт и предоставить банковскую гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком контракта на электронной торговой площадке.

Размер обеспечения — от 5 до 30 % от начальной цены контракта или равен авансу. В случае ненадлежащего исполнения контракта, банк выплатит заказчику за поставщика штрафы и пени.

В любых указанных выше случаях банковская гарантия является безотзывной, действует в течение месяца с даты исполнения обязательств по контракту.

Когда заказчик может потребовать платеж по банковской гарантии?

  1. Победитель, выиграв тендер, отказывается от подписания контракта. При этом участник обеспечивал заявку с помощью банковской гарантии.
  2. Поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия. В этом случае заказчик должен в одностороннем порядке расторгнуть контракт или предоставить доказательства, что поставщик нарушает условия контракта.

По законодательству требование госзаказчика о платеже по гарантии является внесудебным, то есть его можно выдвинуть напрямую исполнителю контракта в течение 1 месяца после истечения срока исполнения обязательств по контракту.

Получение банковской гарантии

Кто может выдавать гарантию?

Только финансовые учреждения, включенные в перечень Министерства Финансов РФ. Уточните заранее, есть ли в этом списке банк, в котором у вас открыт расчетный счет.

Электронный агент Контур.Спектр поможет вам получить выгодную банковскую гарантию. Подготовьте всего одну заявку, которая уйдет в несколько банков. Сравните условия гарантий и отправьте документы в банк прямо из сервиса.

Что потребует от поставщика банк?

Чтобы успешно и быстро получить гарантию, узнайте заранее условия банка: сроки выдачи, размеры комиссии, список документов и прочее.

Репутация компании — одно из самых важных условий выдачи гарантии. Если фирма работает добросовестно, вовремя платит налоги и отчитывается в контролирующие органы, банковскую гарантию она наверняка получит.

Для предоставления гарантий большинство банков требуют от клиента такой же перечень документов, как для кредита:

  • учредительные документы (Устав, ОГРН, ИНН),
  • полная отчетность по финансовому состоянию и бухгалтерии за 1 год,
  • заполненная предварительная заявка,
  • ссылка на закупку.

Для многих банков важно, чтобы у участника закупки был открыт в нем счет. К этому тоже нужно быть готовым, чтобы не потерять время на переговоры с банками, в которых у вашей компании счета нет.

В банке, с которым уже налажены хорошие деловые отношения, оформление банковской гарантии может проходить по упрощенному сценарию. Как правило, для финансового анализа компании достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Сколько стоит банковская гарантия?

Стоимость банковской гарантии определяется индивидуально и зависит от:

  • срока ее действия,
  • степени риска платежа по ней,
  • качества обеспечения регрессных требований банка к клиенту.

Как правило, комиссия за выдачу гарантии составляет от 1% до 5% от суммы требуемого обеспечения.

Срок получения составляет от 1 дней до нескольких дней. В последнее время эти сроки сокращаются, поскольку банковская гарантия становится все более популярным банковским продуктом, а банки рассматривают электронные заявки.

Лимит банковской гарантии

Перед участием в электронном аукционе или конкурсе можно заранее узнать, даст ли вам банк гарантию в случае победы. Для этого нужно обратиться в банк для установления лимита банковских гарантий. В этом случае банк запрашивает у вас копии документов и устанавливает лимит. Правда, нужно учесть два условия:

  • за установление лимита в некоторых банках придется платить — около 1% от суммы гарантии,
  • если в следующем квартале бухгалтерская отчетность ухудшится, банковскую гарантию вам не выдадут.

Установить лимит полезно. Во-первых, это позволит выяснить, стоит ли в принципе рассчитывать на получение банковской гарантии, а во-вторых, после вашей победы в тендере решение о выдаче гарантии банк примет гораздо быстрее.

Что делать, если осталась пара дней на получение?

Для победителя важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Если пропустить срок подписания контракта, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в этом случае? Общайтесь с банком через интернет, а документы подписывайте квалифицированной электронной подписью. Это гораздо быстрее и удобнее, чем подавать документы в бумажном виде.

Если решили участвовать в электронных аукционах и конкурсах, детально изучите вопрос получения банковской гарантии, выясните свой лимит или заранее рассчитывайте стоимость гарантии для каждой интересной закупки. При соблюдении условий контракта претензий со стороны госзаказчика, а значит и выплат по вашей банковской гарантии, не будет.

Банковская гарантия по госконтракту: условия предоставления и варианты получения

Согласно российскому законодательству все предприятия, финансируемые из бюджета, обязаны проводить конкурсы и аукционы, руководствуясь Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). Документ предусматривает два вида обеспечения заявок и исполнения госконтрактов: внесение денежных средств и альтернативный вариант — предоставление банковской гарантии. Что это за документ, почему он выгоден исполнителям и как его получить — мы рассмотрим в данной статье.

Зачем и когда нужна банковская гарантия по госконтракту?

Основная задача обеспечения, в том числе банковской гарантии, — защита государственных предприятий от недобросовестных поставщиков и исполнителей. Согласно этому документу при отказе победителя тендера от заключения договора, исполнения обязательств по нему или при ненадлежащем их исполнении банк выплачивает заказчику оговоренную сумму в качестве компенсации за нарушения.

В свою очередь, участник конкурса или аукциона тоже получает определенные преимущества: вместо того чтобы замораживать собственные средства на длительный срок (а суммы обеспечения порой достигают внушительных размеров), он за небольшую плату банку получает гарантию и может приступать к участию в тендере или исполнению контракта.

Банковская гарантия — документ, по которому банк, выступающий гарантом, обязан выплатить заказчику-бенефициару денежные средства, если исполнитель-принципал не исполнит своих обязательств или исполнит их ненадлежащим образом.

44-ФЗ предусматривает два случая, в которых может применяться банковская гарантия в сфере государственных закупок: обеспечение заявки и исполнения госконтракта.

Банковская гарантия на обеспечение заявки

При подаче заявки на участие в конкурсе на заключение госконтракта потенциальный исполнитель обязан подтвердить серьезность своих намерений путем внесения обеспечения — денежных средств или предоставления банковской гарантии. Государство устанавливает подобное требование в целях ограничения участия в закупках недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг и для защиты законных интересов заказчиков. Первоначально в Законе № 44-ФЗ такая мера устанавливалась для конкурсов и аукционов при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (НМКЦ) превышает пять миллионов рублей. В настоящее время обязанность установить это требование возникает у заказчика, когда НМЦК превышает один миллион рублей (пункт 1 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 439).

Размер обеспечения заявки варьируется в зависимости от суммы контракта и типа поставщика.

  • В случае если размер НМКЦ находится в пределах 5–20 млн рублей, размер банковской гарантии должен составлять от 0,5% до 1% данной цены.
  • При стоимости контракта более 20 млн рублей это уже 0,5–5%.
  • В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и НМКЦ составляет более 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
  • Для контрактов, НМКЦ в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, с 1 июля 2018 года разрешено устанавливать размер обеспечения заявок по аналогии права в пределах, установленных для контактов, размер НМКЦ в которых составляет от 5 до 20 млн рублей, т.е. 0,5–1% данной цены (письмо Минфина РФ от 23 мая 2018 года № 24-02-05/34911).

Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

После победы в торгах поставщик обязан предоставить еще одно подтверждение своей добросовестности — обеспечение исполнения госконтракта путем внесения на счет заказчика средств или предоставления банковской гарантии. Исключения из этого правила указаны в части (ч.2 статьи 96 44-ФЗ: в этих случаях заказчик может самостоятельно решить, требовать обеспечение или нет. Однако в большинстве случаев оно все же потребуется. Даже при участии в торгах, проводимых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», где данный вопрос остается на усмотрение организатора тендера, победителю обычно приходится вносить денежные средства или предоставлять банковскую гарантию.

Суммы обеспечения, на которые стоит рассчитывать в рамках торгов по 44-ФЗ:

  • от 5 до 30% начальной цены контракта (НЦК), если она менее 50 млн рублей;
  • от 10 до 30%, но не менее размера аванса (в случаях, когда он вносится), если НЦК больше этой суммы;
  • в размере аванса, если он более 30% НЦК;
  • если НЦК упала на четверть или более, в силу вступают антидемпинговые меры: размер обеспечения возрастает в 1,5 раза, либо (если начальная цена была менее 15 млн рублей) предоставляет документы о своей добросовестности из перечня, указанного в части 3 статьи 37 44-ФЗ.

Условия предоставления банковской гарантии

Закон устанавливает определенные требования, как к содержанию банковской гарантии, так и к финансовым организациям, имеющим право ее выдавать. С 1 июля 2018 года получить банковскую гарантию можно только в банках, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ и имеющих:

  • универсальную лицензию;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей по состоянию на 14 декабря 2018 года;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • доказательства отсутствия задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Ознакомиться со списком данных банков можно на сайте Минфина РФ, где информация обновляется с периодичностью пять раз в месяц.

В тексте банковской гарантии обязательно указываются:

  • сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • указание на то, что выплатой (исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии) является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • срок действия банковской гарантии.

В остальном каждый банк вправе применять собственные условия выдачи банковской гарантии. Ниже мы рассмотрим самые существенные из них.

Срок гарантии

По Закону № 44-ФЗ банковская гарантия должна иметь срок действия:

  1. по статье 44 (документ, предоставляемый в качестве обеспечения заявки) — не менее чем на два месяца превышающий срок подачи заявок;
  2. по статье 96 (документ, выдаваемый в качестве обеспечения исполнения контракта) — не менее чем на один месяц превышающий срок действия контракта.

Как правило, гаранты ограничивают максимально возможный срок действия тремя-пятью годами, в зависимости от типа обеспечения, надежности принципала и условий банка. Например, «ВТБ24» выдает гарантии на период до пяти лет, но лишь при наличии денежного обеспечения, в остальных случаях — до трех.

Процентная ставка за отвлечение денежных средств банка при наступлении гарантийного случая

Если поставщик не выполнил надлежащим образом свои обязательства перед заказчиком и банк выплатил бенефициару сумму, указанную в банковской гарантии, принципал обязан возместить ее гаранту на условиях, близких к кредитным. Процентная ставка за отвлечение денежных средств устанавливается для каждого получателя индивидуально и может составлять 11–25% годовых.

Валюта кредита

Большинство банков выдает гарантии с указанием суммы в рублях, долларах или евро. Однако если гарант не имеет лицензии на проведение валютных операций, в документе могут быть указаны только рубли.

В гарантии допускается также применение «валютной оговорки»: суммы в рублях, эквивалентной сумме в любой валюте по фиксированной ставке или курсу на день оплаты.

Сумма гарантии

Ранее мы рассмотрели минимальный и максимальный размер обеспечения по 44-ФЗ. Сумма, указанная в гарантии, должна совпадать с запрашиваемой заказчиком по госконтракту.

Минимальная сумма, на которую может быть выдана гарантия, обычно составляет 50 тысяч рублей, либо нижняя граница отсутствует вовсе.

Срок возмещения платежа по гарантии

Данный пункт, указываемый в гарантии, содержит информацию о том, в какой период гарант обязуется выплатить бенефициару затребованную сумму. Обычно этот срок не превышает трех месяцев.

Обеспечение

В качестве стандартного варианта обеспечения может выступать поручительство собственников бизнеса — оно не потребуется только в некоторых банках и только для небольшой суммы гарантии. Дополнительные способы обеспечения устанавливаются гарантом: как правило, это залог имущества или поручительство других организаций.

Как уже было сказано, банки обычно не требуют обязательного залога для выдачи гарантий на суммы, не превышающие пороговых значений. При превышении залогом может выступить движимое или недвижимое имущество, ценные бумаги, товар и т. п.: основное внимание уделяется ликвидности внесенного обеспечения.

Страхование

Как правило, для выдачи гарантии банк не требует страхования залогового имущества. Исключения касаются тех случаев, когда повышены риски его гибели, повреждения или утраты — например, распространенным условием является обязательное страхование сельскохозяйственных животных при использовании их в качестве залога.

Неустойка за несвоевременное возмещение платежа по гарантийному обязательству

После наступления гарантийного случая принципал обязан возместить банку выплаченную им сумму в оговоренный срок. При нарушении сроков гарант начисляет неустойку: в большинстве случаев она составляет около 0,1 % за каждый день просрочки.

Можно ли внести часть обеспечения в виде денежных средств, а оставшуюся — в форме банковской гарантии? К сожалению, толкование 44-ФЗ однозначно: подобное разделение на части не допускается. Однако при необходимости можно прибегнуть к замене способа обеспечения в процессе исполнения госконтракта (например, вместо внесенных средств предоставить банковскую гарантию) либо уменьшить сумму сообразно выполненным обязательствам.

Требования к получателям банковской гарантии

При выдаче гарантии банки стремятся минимизировать собственные риски. Поэтому основные требования можно разделить на две группы:

  1. доказательства, что принципал выполнит контракт. К ним относятся: опыт выполнения поставщиком аналогичных заказов, требования к минимальным срокам существования фирмы, а также опыту руководителя;
  2. подтверждение, что принципал в случае неисполнения контракта возместит банку платеж по гарантии. Поставщик должен иметь положительные финансовые показатели, справки об отсутствии долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, а для крупных сумм — ликвидное имущество для передачи в залог.

Стоимость банковской гарантии по госконтракту

За выдачу гарантии банк взимает комиссию, величина которой зависит от срока действия документа, наличия залога, а также надежности принципала. Точный расчет стоимости банковской гарантии по госконтракту банк сообщит после рассмотрения всех предоставленных документов.

Порядок получения

Обычно процесс оформления банковской гарантии начинается с разумной оценки участником торгов своих финансовых возможностей. Так, нужно ответить на вопросы, какие подтверждения своей добросовестности и платежеспособности компания способна предоставить, какое имущество может выступить залогом.

Далее можно приступать к поискам подходящего банка: важно, чтобы его условия удовлетворяли запросам заявителя, а принципал, в свою очередь, подходил под требования гаранта. Обычно банки предлагают услугу предварительного рассмотрения заявки: чтобы ее получить, достаточно предоставить минимальный набор документов: учредительные, общие сведения о компании, а также финансовую отчетность за последний период. После предварительного одобрения можно приступить к сбору полного пакета бумаг, которые требует выбранный банк.

Следующим этапом будет ожидание рассмотрения гарантом предоставленных документов и вынесения окончательного решения. Этот период может занять до двух недель. После подтверждения банком выдачи гарантии, он высылает принципалу проект этого документа: при необходимости можно запросить внесения изменений в некоторые из условий.

Завершающим этапом будет подписание договора и, собственно, выдача гарантии с одновременным вручением выписки из реестра банковских гарантий. Общая продолжительность оформления документа при самостоятельном обращении может составлять до трех недель.

Варианты получения банковской гарантии по госконтракту

Пройти все перечисленные этапы оформления гарантии можно самостоятельно, но есть и другой способ — обращение к посреднику. Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Самостоятельно

Основным достоинством данного варианта является надежность — компания самостоятельно выбирает банк, имеющий право на выдачу банковской гарантии, готовит все бумаги, подает их и ожидает результата. После получения документа можно быть уверенным, что перед вами не подделка, а заказчик, скорее всего, примет гарантию в качестве обеспечения.

Недостатков гораздо больше: главным из них является срок оформления гарантии. Как уже было сказано, он может составить до двух–трех недель. Такой вариант редко устраивает принципала — обычно обеспечение требуется предоставить в течение нескольких дней.

Через посредника

Вторым легальным способом получить банковскую гарантию является обращение к посреднику. Это значительно сокращает сроки оформления документа: суть работы брокера заключается в предварительной подготовке и проверке бумаг поставщика. Таким образом, банк получает уже проверенную документацию и время выдачи гарантии сокращается до трех дней.

Помимо этого, посредник заранее оценивает финансовое состояние и другие важные параметры компании, и исходя из этого предлагает банк с наиболее выгодными условиями и большой вероятностью положительного ответа на заявление. Таким образом, обращение к брокеру не только не приводит к дополнительным расходам, но и зачастую делает использование банковской гарантии более выгодным.

Недостатком является вероятность столкнуться с мошенничеством. Существует ряд компаний, позиционирующих себя в качестве брокеров, однако по факту занимающихся продажей поддельных гарантий. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо предельно внимательно подходить к выбору посредника.

Итак, использование банковской гарантии является недорогим способом предоставить обеспечение заявки и исполнения госконтракта. Однако оформление этого документа имеет много нюансов, с которыми предстоит столкнуться начинающему поставщику, а также занимает довольно продолжительный срок. Упростить получение банковской гарантии, сэкономить деньги, силы и время поможет обращение к брокеру.

Как получить банковскую гарантию на выгодных для принципала условиях?

С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину, эксперту крупной юридической фирмы КСК групп, и вот какой ответ получили:

«На сегодняшний день в сфере предоставления услуг по привлечению дополнительных источников финансирования работает довольно много компаний. Не будем сейчас брать во внимание откровенных мошенников, «стряпающих» за несколько часов поддельные гарантии, поскольку большинство брокеров работают честно. Однако, обещая клиентам помощь в оформлении банковской гарантии, многие из них выступают обычными посредниками, содействуя в правильном оформлении документации и не более.

При профессиональном подходе в консалтинговой компании помощь в получении банковской гарантии может включать предложение наилучших условий и индивидуального отношения к предоставляемому обеспечению.

Исходя из более чем 20-летнего опыта работы, мы понимаем, что, обращаясь в КСК групп, клиент рассчитывает получить готовое решение своей задачи с заранее просчитанным экономическим эффектом. Это означает, что от наших специалистов требуется грамотный подбор надежного банка-партнера, который сможет своевременно предоставить финансовое обеспечение по контракту. Длительное тесное партнерство с надежными кредитными организациями позволяет нам отправлять заявку клиента адресно в определенный банк по конкретно поставленной задаче и получать положительный ответ при рассмотрении на кредитном комитете банка.

Однако подобному успеху обычно предшествует детальная подготовка сделки, включающая экспресс-анализ финансового положения компании-клиента и наличия залогового имущества, эффективности управления, включая стаж в бизнесе и опыт участия в госконкурсах. На основании всестороннего изучения ситуации осуществляется выбор наиболее подходящего банка-партнера, с которым проводится работа по согласованию условий предоставления банковской гарантии, являющихся максимально приемлемыми для нашего клиента.

Поскольку мы взаимодействуем с банками на уровне руководства, а не рядовых менеджеров, согласование сложных моментов проводится максимально быстро и эффективно. В итоге клиент получает необходимое обеспечение на индивидуальных условиях: преимущественно под меньший процент, на более длительный срок и при более лояльном отношении к предоставляемому залогу, чем в среднем по рынку.

Отдельно стоит упомянуть об оперативности нашей работы: КСК групп обеспечивает получение банковской гарантии всего лишь в течение суток.

Для постоянных клиентов у нас предусмотрены приятные бонусы, среди которых возможность компенсации комиссионных банка».