Требования к частным детским садам

Пожарная безопасность в детских садах (ДОУ): правила и инструкции

Не секрет, что самые жесткие требования пожарной безопасности предъявляются к детским садам. Рассмотрим все аспекты, связанные с обеспечением пожарной безопасности учитывая специфику таких зданий. Статья посвящена обеспечению пожарной безопасности в дошкольных учреждения.

Класс здания

Строительство детского сада

Сначала расскажем о том в каких зданиях должны располагаться детские сады. Здания детских дошкольных образовательных организаций относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1.

В зависимости от количества мест в детском саду здание должно иметь соответствующее конструктивное и объемно-планировочное исполнение, а именно:

  • до 50 мест – в одноэтажном здании любой степени огнестойкости и любого класса конструктивной пожарной опасности;
  • до 100 мест – в одноэтажном здании III степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С1;
  • до 150 мест – в одно или двухэтажных зданиях II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С1;
  • до 350 мест – в зданиях до трех этажей включительно I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0 или С1, а также в зданиях этажей включительно II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0.

Здания детских дошкольных образовательных организаций обязательно защищаются автоматическими установками пожарной сигнализации сигнал о срабатывании которых должен быть выведен в пожарную охрану.

Сигнал оповещения (пожарная сигнализация) в детском саду

В зависимости от числа этажей в здании и в зависимости от числа мест выбирается соответствующий тип системы оповещения людей о пожаре:

  • для одноэтажных зданий или с количеством мест до 100 предусматривается система оповещения первого типа (звуковое оповещение);
  • для двухэтажных зданий или с количеством мест от 100 до 150 предусматривается система оповещения второго типа (звуковое оповещение и световые знаки пожарной безопасности «Выход»);
  • для трехэтажных зданий или с количеством мест от 151 до 350 предусматривается система оповещения третьего типа (речевое оповещение и световые знаки пожарной безопасности «Выход»).

В детских садах при применении третьего типа системы оповещения и выше оповещаются только персонал при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику, например: «Всему персоналу! Ситуация 01!».

Для помещений детских садов также повышенные требования по отделке помещений, так не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, то есть с характеристиками выше чем Г1, В2, Д2, Т2, РП1. Отделка потолков и стен музыкальных и физкультурных залов в детских садах должна быть выполнена из негорючих материалов класса КМ0 и (или) материалов класса КМ1 с характеристиками Г1, В1, Д2, Т2, РП1. Характеристики материала можно посмотреть в сертификатах пожарной безопасности и декларациях о соответствии.

Ответственность

По закону ответственность за обеспечение безопасности людей, соблюдение требований норм, правил, направленных на предотвращение возможных пожаров, возложена на руководителей объектов.

Но, законодательство позволяет передать часть этой ответственности должностным лицам объектов.

Так, ответственный за пожарную безопасность в ДОУ назначается руководителем отдельным приказом.

Эти обязанности, как правило, возлагаются на следующие категории персонала дошкольных учреждений образования:

  • Заместители руководителя, заведующие хозяйственной частью ДОУ – ответственными за ПБ объекта в целом. В их обязанности входят контроль за соблюдением противопожарного режима, содержанием в незахламленном, незакрытом состоянии эвакуационных путей, выходов; наличием работоспособных штатных средств тушения пожаров – водных, воздушно-пенных, воздушно-эмульсионных огнетушителей; рукавов, стволов из комплектов пожарных кранов.
  • Педагогические работники, сотрудники охраны отвечают за эвакуацию детей по группам в случае возникновения очага пожара или других чрезвычайных ситуациях в здании.

Такое разделение функциональных обязанностей служит на пользу обеспечению безопасности детей и персонала ДОУ.

Более подробно о том, как назначают ответственных за пожарную безопасность и о их ответственности читайте в материале .

Документы

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, требованиям нормативной базы по обеспечению безопасности людей, сохранности зданий, имущества, на каждом объекте, независимо от его назначения, ведомственной принадлежности и формы собственности, должен быть разработана, регулярно заполняться и обновляться документация по ПБ.

Документы по пожарной безопасности на объекте необходимы не для того, как думают многие руководители предприятий, учреждений, предприниматели, чтобы создать видимость работы по обеспечению противопожарного режима, а для ее правильной, четкой организации.

Номенклатура документов по ПБ позволяет систематизировать различные направления работы, поставить понятные, вполне посильные задачи для подчиненных, контролировать ход их выполнения. В перечень входят следующие документы:

  • приказы;
  • инструкции;
  • программы инструктажей по пожарной безопасности, обучения ПТМ;
  • планы, графики;
  • акты;
  • журналы учета, регистрации и учета.

Полный комплект документов включает десятки наименований, из которых часть издается единовременно, а другие необходимо регулярно заполнять, исходя из проведенных мероприятий, например, перезарядка, списание и утилизация огнетушителей; учет количества, состояние пожарного инвентаря, инструмента; тренировки по эвакуации при пожаре; действиям при пожаре, которые должны проводиться регулярно по утвержденным графикам.

Однако, ничего особо сложного в их создании, заполнении нет, так как существуют готовые формы, образцы; изданные типографским способом журналы проверок, учета, регистрации. Тем более что пакет документов для дошкольных образовательных учреждений мало чем отличается от минимального базового варианта.

Виды инструкций

Остановимся на инструкциях, которые должны быть в детских садах:

  • инструкция о мерах пожарной безопасности;
  • инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (в случае, если в дети остаются в детском саду на ночь);
  • инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

Содержание этих инструкций должно быть идентичным в части описания действий работников детского дошкольного образовательного учреждения при пожаре.

Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности отражены в пунктах 460, 461 и 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно:

1) Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

2) В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

3) В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Учения по тушению условного пожара в детском саду

К инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время требований нет, но исходя из ее названия следует, что она должна содержать обязанности и порядок действий работников учреждения при пожаре.

В инструкции указываются лица (должности), а также лица исполняющие их обязанности в период их отсутствия, которые обязаны:

  • сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану;
  • оповестить руководство и дежурные службы;
  • организовать спасение людей;
  • проверить включения автоматических систем противопожарной защиты;
  • отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты);
  • удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
  • осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделения пожарной охраны;
  • обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организовать одновременно с тушением пожара эвакуацию и защиту материальных ценностей;
  • встретить подразделения пожарной охраны.

К инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, также нет требований, но опять же исходя из названия, она должна содержать порядок действий персонала детского сада при эвакуации детей.

Инструкция должна содержать следующее:

  1. порядок оповещения о пожаре;
  2. порядок эвакуации каждой группы детского сада, исключающий появление паники;
  3. места эвакуации, с учетом холодного времени года;
  4. порядок проверки наличия детей после эвакуации;
  5. порядок информирования руководства детского сада о проведенной эвакуации с указанием количества детей и другой информации.

Каждое полугодие должны проходить практические тренировки лиц, которые обязаны организовать и проводить эвакуацию по инструкции о действиях персонала по эвакуации людей.

Скачать инструкции по пожарной безопасности можно в следующем материале: Инструкция о мерах пожарной безопасности: образцы

Уголок (стенд)

Профилактика пожарной безопасности в детском саду проводится разными способами:

  • Строгим соблюдением противопожарного режима, чтобы исключить любую причину появления/занесения источника открытого огня в помещения детского сада.
  • Контролем за состоянием электрической арматуры, проводки осветительной сети, различного электрооборудования, установленного на кухне, в прачечной; помещении распределительного щита, обслуживающего здание ДОУ.
  • Обучением как педагогического, обслуживающего персонала учреждения мерам ПБ, правильным действиям по эвакуации подопечных, способам тушения пожаров на ранней стадии развития, так и детей основным нормам безопасного поведения в быту.

Если информация для сотрудников доносится в ходе ряда постоянных инструктажей, касающихся вопросов эффективного обеспечения безопасности в детских учреждениях образования, в том числе с разбором происшедших пожаров на подобного рода объектах защиты, то для детей в процессе их обучения хорошим подспорьем педагогам ДОУ давно служат стенды, уголки противопожарной пропаганды.

Нарисованные профессиональными художниками интересные ситуации, изображающие малышей, неизменно привлекают детей, заставляют задавать вопросы о том, что изображено на плакатах, размещенных на стенде по ПБ.

Это позволяет педагогам в игровой форме давать подопечным первичные знания об обеспечении пожарной безопасности в повседневной жизни, разъясняя поступки, действия людей, которые могут привести к случайным возгораниям, их опасности для здоровья; о том, как нужно себя вести в таких ситуациях, чтобы не пострадать от огня, дыма.

С основными требованиями и правилами оформления стенда (уголка) по пожарной безопасности можно ознакомиться прочитав одноименную .

Безопасная эвакуации детей при пожаре

Сигнал тревоги в здании детского сада

Для этого должно быть предусмотрено следующее:

  • каждая групповая ячейка должна иметь не менее двух эвакуационных выходов, при этом один из выходов предусматривается непосредственно из групповой ячейки;
  • каждый этаж здания должен иметь не менее двух эвакуационных выходов;
  • в качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45° (кроме зданий детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, а также детских дошкольных учреждений общего типа III — V степеней огнестойкости). Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней — не менее 0,2 м;
  • высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития — 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;
  • в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);
  • высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м;
  • на остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м.

Для трехэтажных зданий детских садов предъявляются дополнительные требования:

  • степень огнестойкости здания должна быть не ниже II;
  • на третьем этаже допускается размещать только помещения для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды;
  • из помещений второго и третьего этажей, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
  • коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже второго типа из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора;
  • входные двери групповых ячеек должны быть выполнены с уплотнением в притворах.

Теперь остановимся на требованиях Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которые предъявляются к детским садам. Не будем рассматривать общие требования, а остановимся на требованиях учитывающих специфику противопожарного режима в детских дошкольных учреждениях.

В детских садах с ночным пребыванием обязательно организуется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивается наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время. Кроме инструкции в детском саду должны быть: телефонная связь, электрические фонари (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Отдельные требования к противопожарному режиму

Действия персонала детского сада в случае пожара

Руководитель детского сада должен организовать передачу в ближайшее подразделение пожарной охраны информации о количестве людей, находящихся на объекте (в том числе в ночное время).

Топка печей в зданиях детских садов с печным отоплением заканчивается не позднее чем за 1 час до прихода детей.

В детских садах должны находиться исправные электрические фонари из расчета 1 фонарь на 50 человек.

Отдельно стоит остановиться на организации проведения мероприятий (утренники, праздники).

Эвакуация детей из детского сада при пожаре

Перед началом мероприятия необходимо проверить на соответствие требованиям пожарной безопасности помещение в котором оно будет проходить. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков. Кроме этого существуют следующие запреты, а именно запрещено:

  • применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
  • украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
  • проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
  • допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

Персонал детских дошкольных образовательных учреждения допускается к работе только после прохождения обучения в виде противопожарных инструктажей, а также в виде пожарно-технического минимума по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам. Непосредственно в организации обучаются следующие категории работников:

  • педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
  • работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Тренировка по эвакуации детей из ДОУ в случае пожаре

С отрывом от производства проходят обучение пожарно-техническому минимуму:

  • руководители и лица, исполняющие их обязанности;
  • работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.

Указанные категории проходят обучение в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

В детских садах обязательно проводится противопожарная пропаганда, как среди детей, таки среди работников учреждения.

Часто задаваемые вопросы

Пользователи в Bнтернете, имеющие отношение к вопросам обеспечения ПБ в детских образовательных учреждениях, нередко ищут дополнительную информацию по интересующим их темам.

Поэтому стоит рассмотреть наиболее часто встречающиеся, сходные по тематике следующие вопросы, дав ответы на основании требований норм, сводов правил по ПБ.

Каких размеров должны быть дверные проемы в ДОУ

Согласно СНиП 21-01-97*, определяющего требования к ПБ зданий, сооружений, в помещениях класса функциональной опасности Ф 1.1, к которым относятся дошкольные образовательные организации, должно быть не меньше двух дверных проемов, если в нем могут находиться больше 10 человек.

При этом их высота в свету выполняется не меньше 1,9 м, а ширина не меньше 1,2 м при числе эвакуирующихся больше 15 человек. Для дверей вспомогательных помещений допускается уменьшение ширины до 0,8 м.

Все двери, установленные в проемах строительных, противопожарных преград на путях эвакуации, выполняются открывающимися по ходу движения из здания.

СП 118.13330.2012*, являющийся актуализированной версией СНиП 31-06-2009 об общественных зданиях, сооружениях, требует, чтобы ширина дверного проема при выходе на лестничную клетку пути эвакуации таких зданий, включая ДОУ, была не менее ширины этого марша и составляла не меньше, чем 1,2 м.

Еще более жесткие требования правил проектирования для новостроящихся зданий организаций дошкольного образования изложены в СП 252.1325800.2016. Согласно этому документу ширина коридоров, являющихся путями эвакуации, должна составлять не меньше 1,6 м, а ширина дверных проемов помещений дошкольных групп – не меньше 1,2 м с уплотнением в притворах для защиты от проникновения дыма.

Каковы требования пожарной безопасности к линолеуму для детского сада

Линолеум является относительно недорогим видом покрытия, износостойким, легко очищающимся в ходе мокрой уборки, в том числе с добавлением антибактериальных растворов. Он широко используется в ДОУ для отделки коридоров, полов других помещений на путях эвакуации – холлов, вестибюлей, входных групп зданий такого назначения, а также зальных помещений – столовых, игровых комнат.

Федеральный закон РФ № 123-ФЗ допускает для отделки полов в любых помещениях, в том числе на путях эвакуации зданий ДОУ, относящихся к классу Ф 1.1 функциональной пожарной опасности, использовать горючие покрытия, в том числе и линолеум в рулонах, выполненный из полимерных материалов; если класс его пожарной опасности, указанный в сертификатах, декларациях соответствия пожарной безопасности, не ниже чем КМ2.

Это означает его слабую горючесть – Г1, умеренную воспламеняемость – В2, умеренную дымообразующую способность – Д2, умеренную опасность по токсичности продуктов горения – Т2, нераспространение пламени при горении – РП1.

Такое требование должно обязательно учитываться как при проектировании зданий ДОУ, так и особенно строго соблюдаться в ходе текущих, капитальных ремонтов, когда подрядные организации, выигравшие тендер на проведение работ, довольно часто в погоне за прибылью не гнушаются закупать и использовать более дешевые отделочные материалы, не соответствующие требованиям пожарной безопасности.

Поэтому обязательно необходим входной, выборочный контроль, поступающих на объект строительства, реконструкции или ремонта помещений ДОУ горючих отделочных материалов, со стороны руководства учреждений, ответственных за ПБ, участвующих в приемке объектов, при подписании актов, форм выполненных работ.

Каковы требования пожарная безопасность к прачечной в ДОУ

Кроме стирки постельного белья, полотенец, спецодежды персонала в прачечной ведется их хранение, глажка, что при нарушениях правил ПБ может привести к возникновению очага возгорания. Поэтому должно быть уделено особое внимание состоянию электропроводки, утюгов; закрыты стеклянными плафонами/колпаками все светильники; работники прачечной проинструктированы под подпись.

Помещение прачечной должно быть укомплектовано огнетушителями, согласно расчету их необходимого количества, зависящего от площади.

Как обеспечивается пожарная безопасность пищеблока в ДОУ

Согласно требованиям СП 252.1325800.2016 пищеблок ДОУ должен быть отделен от остальных помещений здания противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями – не ниже 3 типа. Кроме того, в пищеблоке запрещается установка газового кухонного оборудования.

Учитывая, что пищеблок оборудован большим количеством мощного электрического кухонного оборудования особое внимание должно быть уделено правильной установке, эксплуатации автоматической аппаратуры электрозащиты; а помещение укомплектовано порошковыми, углекислотными огнетушителями для ликвидации возможных очагов возгорания.

Беспомощность и беззащитность детей обуславливает повышенные требования к безопасности дошкольных учреждений. Безопасности в детских садах необходимо уделять особое внимание и предъявлять повышенные требования. Несоблюдение правил и пожарных норм в детских садах влечет наложение штрафных санкций на руководителя.

Общие требования

Требования, по пожарной безопасности в дошкольных учреждениях, закреплены в правилах ППБ-101-89. Данные правила регламентируют условия содержания не только здания, но и прилегающей территории. Данные правила после введения Постановления № 390 стали носить рекомендательный характер. Новые правила противопожарного режима существенно снизили требования, предъявляемые пожарным мероприятиям. Но большинство проверок, проходящих в детских садах, ориентируются именно на ППБ-101-89.

Ежегодно комиссия проводит проверку дошкольных учреждений на соответствие соблюдение норм пожарной безопасности. В состав комиссии должен входить представитель пожарного надзора. Пожарная безопасность в детском саду состоит из разностороннего комплекса мер и требований.

Требования к территории

Требования к состоянию территории детского сада направлены на снижение риска возгорания и снижение негативных последствий пожара. Все существенные условия содержания территории прописаны достаточно четко и подлежат обязательному соблюдению. К основным требованиям относятся:

  1. прилегающая к детскому саду территория должна соблюдаться в постоянной чистоте. Отходы горючих веществ, высохшая трава и листва подлежат обязательному и регулярному вывозу;
  2. наличие свободного доступа к подъездным путям, пожарному инвентарю и водоисточнику;
  3. недопустимо применение открытых источников огня, (т. е. сжигание мусора не может осуществляться на территории доу). Этот пункт относится и к требованиям внутри здания. В связи с чем, на кухне приготовление пищи допустимо только на электрических плитах;
  4. наличие забора 2,5 м в высоту и калиток (не меньше 2). Ворота должны быть шириной от 4,5м.

Требования к зданию и помещению

Внутри здания детского садика правила пожарной безопасности устанавливают ряд мер и требований:

  1. младшие группы должны располагаться не выше 2 этажа;
  2. максимальное число мест рассчитывается в зависимости от типа огнеустойчивости здания. Допустимо расположение до 50 детей в зданиях с IV и V степенью огнестойкости. Число мест свыше 50 может быть только в зданиях от III степени огнеустойчивости;
  3. расстановка мебели и оборудования в помещении не должна препятствовать доступу к аварийным выходам и к средствам пожаротушения. Все выходы не должны быть загромождены какими-либо предметами;
  4. обязательно наличие указателей и знаков безопасности;
  5. исправные доводчики на дверях обязательны на коридорных и тамбурных дверях;
  6. паласы, ковры и т.д. должны быть закреплены к полу с надежной фиксацией;
  7. чердачные помещения детского сада подлежат особому вниманию. Кроме того, что на чердаках недопустимо складирование предметов, утепление перекрытий должно осуществляться негорючими видами утеплителя. Чердачные двери должны быть закрыты на ключ и обозначены соответствующими надписями, с указанием назначения помещения и места хранения ключа. Слуховые окна должны быть остекленными и закрытыми;
  8. окна в здании не должны быть закрыты металлическими решетками;
  9. детские сады должны быть оборудованы системой оповещения о пожаре с применением звуковых сигналов;
  10. применение утюгов допускается только в специально отведенном помещении. Это помещение не может использоваться в других целях (в том числе для хранения белья). Утюг должен быть в исправном состоянии;
  11. помещения должны быть обеспечены огнетушителями;
  12. в конце рабочего дня сотрудники детского сада обязаны осмотреть помещение и обесточить электросеть.

Действия и меры, запрещенные в ДОУ

Повышенные требования к пожарной безопасности в детском саду обуславливают строгий перечень запрещенных действий. Так, например, перепланировка здания ДОУ не должна нарушать основные строительные нормы.

При проведении ремонта запрещено применение строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Запрет на применение открытого огня касается не только кухни. В случае отключения электропитания нельзя использовать свечи и керосиновые лампы. Лампы и светильники должны быть закрыты рассеивателем.

Любые электроприборы могут быть включены в сеть только под наблюдением персонала. Что же касается кипятильников, электрочайников и т. д., то их использование допустимо, но только в специально отведенных местах. Самодельные обогреватели нельзя использовать в любом помещении детсада.

Закрывать, и уж тем более забивать, эвакуационные выходы запрещено при любых обстоятельствах. На путях к этим выходам запрещено вешать зеркала (для исключения дезинформирующего зрительного эффекта).

Система водоснабжения

Руководитель ДОУ для обеспечения безопасности обязан обеспечивать исправное состояние противопожарного водоснабжения. Для этого периодически проводятся осмотры и техническое обслуживание противопожарных кранов. Результаты проверки фиксируются в акте.

Эти же требования предъявляются и к водорезервуарам. В случае выхода из строя насосов, водопроводной сети или проведения ремонтных работ руководитель детского сада обязан уведомить об этом пожарную охрану.

Проектирование противопожарного водоснабжения должно осуществляться с учетом минимального расхода воды при пожаре. Норма расхода для зданий высотой до 2 этажей составляет 10 литров в секунду. Расход на здания более 2 этажей составляет 15 литров в секунду.

Автоматическая пожарная защита

Противопожарный комплекс мер включает в себя обязательное наличие автоматической защиты. Обязанность по установке и эксплуатации пожарной автоматики целиком и полностью возложена на администрацию дошкольного учреждения.

При невозможности самостоятельно отслеживать техническое состояние автоматической системы, администрация садика должна заключить договор со специализированными организациями, предоставляющими эти услуги.

Детские сады в обязательном порядке должны быть оснащены системой оповещения и управления людей при возникновении пожароопасной ситуации. Речевое оповещение направлено на уведомление сотрудников ДОУ и должно способствовать снижению возникновения паники. Следует строго следить за наличием и состоянием зрительных извещателей и указателей. После проведения ремонта (покраски, побелки) недопустимо их закрашивание.

В случае срабатывания пожарной сигнализации, сигнал должен выводиться в помещение охраны или пожарную часть. При проведении работ с автоматической системой оповещения, вызвавших ее отключение, руководитель ДОУ обязан оповестить об этом пожарную охрану.

Требования к сотрудникам

Пожарная безопасность в ДОУ кроме технических мер включает в себя меры по информированию персонала и детей о правилах поведения для снижения риска пожаров. Любой сотрудник в детском саду, прежде чем приступить к выполнению своих должностных обязанностей, в обязательном порядке проходит инструктаж и пожарно-технический минимум.

Ежегодно, руководитель детсада назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность.

Ответственный проводит разовый инструктаж (для вновь принятых работников), плановый (каждые полгода) и целевой (перед проведением крупного организационно-досугового мероприятия).

Ответственное лицо обязано знать:

  • все внутренние правила, инструкции;
  • законодательные акты и нормы, регулирующие вопросы пожаробезопасности;
  • все находящееся в здании оборудование и его особенности эксплуатации.

Приведенный список не является полным. Подробные обязанности и требования регулируются в каждом ДОУ должностными обязанностями ответственного за пожарную безопасность.

Совместная работа руководителя детского сада и лица ответственного за пожарную безопасность должна быть активной и направленной на предотвращение возникновения возгорания в учреждении.

Инструктаж направлен на обучение персонала необходимым мерам по снижению риска развития пожара. Обучение правилам поведения при пожаре направлено на оперативную эвакуацию детей без возникновения паники и с наименьшими финансовыми потерями.

Кроме обучения персонала, воспитатели и руководитель детского сада должны проводить обучение с воспитанниками и консультации с родителями. Для этого проводятся уроки по пожарной безопасности и группы оснащаются тематическими плакатами для наглядного восприятия информации.

Пожарная безопасность в детском саду: требования, документы, мероприятия

Что нужно знать сотрудникам дошкольных организаций.

Любая новость о пожаре вызывает у нас очень много сложных эмоций — от раздражения и злости на тех, по чьей вине этот пожар возник, до страха за безопасность своих близких. Случаи пожаров в общественных местах в последние годы вызвали волну массового интереса к правилам пожарной безопасности. Родители маленьких детей в свою очередь с еще большей ответственностью стали подходить к выбору детских садов. Ведь чтобы спокойно заниматься своими делами в течение рабочего дня, хочется быть уверенным, что ребенок в это время находится в самом надежном месте и в самых надежных руках.

Превратить детский сад в самое надежное, самое безопасное место для маленьких воспитанников – задача непростая, но вполне реализуемая ответственными сотрудниками учреждения. Важно безукоризненно знать все правила пожарной безопасности и следовать им.

Правила пожарной безопасности включают в себя комплекс мер и действий по профилактике возникновения пожара, а также инструкции, которым важно следовать во время пожара, если он все же возник. Комплекс мер по профилактике возникновения пожара заключается в грамотном обустройстве здания детского сада и прилегающей к нему территории, обучении сотрудников правилам противопожарного поведения и проведении бесед с маленькими воспитанниками детского сада.

Какими должны быть помещение, здание и прилегающая территория сада

Требования к внешним условиям содержания и воспитания детей довольно обширны, часто меняются и дополняются. Перед открытием государственного или частного детского сада руководителю и сотруднику, назначенному ответственным за пожарную безопасность, необходимо проконсультироваться с представителями пожарной инспекции, чтобы убедиться, что все необходимые условия соблюдены.

Вот основные требования к зданию и внутренним помещениям детского сада:

  1. Комнаты, в которых дети проводят время, игровые, спальные помещения, а также столовые должны располагаться не выше второго этажа многоэтажного здания. Это правило создано для того, чтобы в ситуации пожара организованная группа не тратила слишком много времени на спуск по лестнице и выход из здания.
  2. Ремонт здания ни в коем случае не должен производиться с использованием строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Чтобы подтвердить класс материалов во время плановой проверки, нужно представить оригинал договора с поставщиком материалов.
  3. На окнах не должно быть металлических решеток, а входные и коридорные двери должны быть оснащены исправными доводчиками.
  4. Недопустимо наличие источников открытого огня, плиты для приготовления еды должны быть электрическими. Любые электрические приборы должны находиться в недоступных для детей местах и использоваться исключительно под присмотром сотрудников детского сада.
  5. Запрещено использовать мансарды, балконы, чердаки в качестве складских помещений. Все эвакуационные пути должны быть открыты, свободны, не захламлены лишними предметами.
  6. Все напольные ковры и настенные декоративные изделия должны быть надежно зафиксированы на поверхности.

Основные требования к прилегающей территории таковы:

  1. На территории не должно быть горючих и легковоспламеняющихся веществ. Сухая трава, листва и прочий мусор должны убираться по мере необходимости.
  2. На открытой территории детского сада должно быть строго запрещено курение, а также разведение костров.
  3. Детский сад должен быть огражден забором высотой не менее 2,5 метров как минимум с двумя калитками. Ширина ворот должна быть от 4,5 метров.

В зависимости от общей площади детского сада высчитывается количество огнетушителей, которые необходимо установить на всех этажах здания. На территории садика должны размещаться пожарные щиты, краны, гидранты, а также схемы расположения всех этих противопожарных объектов. Обязательно наличие звуковой пожарной сигнализации.

Документы, подтверждающие соблюдение мер пожарной безопасности

За пожарную безопасность в детском саду в первую очередь отвечает руководитель учреждения, а также специальный сотрудник, назначенный на должность ответственного за пожарную безопасность (ПБ). В наши дни, как правило, ответственными за пожарную безопасность назначают сотрудников, которые уже наделены какой-то основной должностью (например, заведующих хозяйственной частью). Часто эти сотрудники не обладают соответствующей квалификацией, чтобы грамотно учесть все тонкости организации профилактики пожаров. Поэтому перед вступлением в должность ответственному за ПБ необходимо пройти обучение пожарно-техническому минимуму в соответствующих учебных заведениях, имеющих на это лицензию, и повышать свою квалификацию каждые пять лет работы.

Ответственный за ПБ отвечает за ведение документации, следит за тем, чтобы все требования были выполнены, а все сотрудники ознакомились с принципиально важными правилами профилактики пожаров и поведения во время пожаров. После проведения всех необходимых действий и мер ответственный обязан составлять отчеты о проделанной работе.

Документов, подтверждающих, что вся необходимая работа по профилактике пожаров проведена качественно и в срок, не так уж мало, многие из них должны регулярно обновляться. Однако все эти документы заполняются по готовому шаблону, поэтому при четком понимании всех механизмов ведение этой документации не превратится в бесконечную бумажную волокиту.

В обязательном порядке в детском саду должны быть документы, подтверждающие прохождение противопожарных тренингов всеми сотрудниками. Полный перечень документов, которые должны быть в учреждении, можно найти в федеральном законе о пожарной безопасности.

Вводный инструктаж сотрудников детского сада

Человеческий фактор – одна из основных причин возникновения пожара. Поэтому огромное внимание должно уделяться обучению сотрудников, особенно если речь о таком учреждении, как детский сад. Ведь большинство воспитанников сада слишком малы, чтобы усвоить важные правила безопасности. Это значит, что ответственность за их жизнь и здоровье – на взрослых: на воспитателях и педагогах учреждения.

При приеме на работу или вступлении в новую должность все сотрудники детского сада обязаны пройти вводный инструктаж по пожарной безопасности. И неважно, какой квалификацией обладает сотрудник, даже если он или она проходили вводный инструктаж на прежней работе совсем недавно. Это абсолютно непреложное правило. Вводный инструктаж проводит ответственный за ПБ, прохождение сотрудниками всех обязательных инструктажей фиксируется в специальном журнале. В дальнейшем сотрудники садика проходят плановые инструктажи не реже одного раза в год.

Как минимум раз в год проводятся учебные пожарные тревоги, во время которых педагоги детского сада могут продемонстрировать, насколько успешно усвоили правила эвакуации.

Во время учебной тревоги или реальной пожарной ситуации педагог должен взять с собой аптечку и полный список детей, входящих в группу, чтобы убедиться, что эвакуированы все. В зимнее время года взрослый обязан проследить, чтобы дети надели или взяли с собой верхнюю одежду.

Регулярные проверки

Нет ничего удивительного в том, что соблюдение всех необходимых норм в дошкольном учреждении должно проверяться «сверху». Проверки со стороны органов пожарной инспекции проводятся перед открытием учреждения и далее ежегодно. В задачи инспектора входит проверка наличия всех противопожарных объектов, проверка соблюдения всех противопожарных мер и имеющейся документации.

Беседа с детьми о правилах пожарной безопасности

Однако один важнейший пункт профилактики пожаров часто упускают из виду. Речь, конечно же, о грамотных беседах с воспитанниками дошкольных учреждений. Существует стереотип, что дошколята еще слишком малы (в отличие, к примеру, от школьников), поэтому беседы с ними на самом деле лишены особого смысла. Однако необходимо воспитывать в ребенке осознание того, как важно быть осторожным, именно в этом юном возрасте. Проводя с детьми дошкольного возраста воспитательные беседы, мы решаем две важные задачи.

Во-первых, мы показываем взаимозависимость наших действий и их последствий. Рассказывая ребятам о том, как из маленькой искры появляется огонь, который может перерасти в нешуточное пламя, мы объясняем детям, как устроен мир. Именно на понимании взаимозависимости действия и результата в дальнейшем будет строиться воспитание личной ответственности. Другими словами, ребенок должен понимать, что, если он будет играть со спичками, может случиться настоящая беда. Разумеется, это не отменяет того факта, что воспитатели и вообще любые взрослые люди должны держать спички как можно дальше от маленьких детей.

Во-вторых, мы уменьшаем фактор неожиданности и тем самым заботимся об эмоциональном комфорте детей. Если пожар все-таки произойдет, это событие в любом случае окажет свое влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей, даже если взрослые сделают все в соответствии с правилами и эвакуируют воспитанников садика из здания настолько быстро, насколько это возможно. Но если дети заранее понимают, что сработавшая пожарная сигнализация является признаком пожара, они смогут отреагировать на ситуацию опасности чуть более спокойно. Услышав звук сигнализации, дети будут понимать, что это значит. Они будут знать, что в данную секунду необходимо слушать взрослого и следовать за ним. Таким образом, минимальное знание поможет ребенку избежать чрезмерного стресса.

Во время бесед о пожарной безопасности дети в детских садах должны усвоить довольно ограниченное количество информации. Они должны узнать, чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы пожар не произошел, а также должны понять, что в случае возникновения пожарной ситуации нужно следовать за взрослым, выполняя его указания быстро и спокойно. Помочь донести эти знания до малышей можно через просмотры мультфильмов, совместное чтение сказок, через игру. Кроме того, в начале каждого учебного года воспитатели должны совершать с детьми обзорные прогулки по территории садика, чтобы ребенок всегда знал, где находятся все входы и выходы, и не мог потеряться.

Мероприятия, посвященные пожарной безопасности

Сотрудники детского сада могут проводить работу на разных уровнях. Кроме самообразования и бесед с детьми воспитатели могут работать и с родителями маленьких воспитанников. В начале учебного года полезно проводить анкетирование, чтобы выяснить, насколько хорошо сами родители знакомы с правилами пожарной безопасности. Во многих детских садах родители участвуют в оформлении так называемых уголков пожарной безопасности, вместе с детьми создают плакаты, рисунки, творческие объекты, которые размещаются на видном месте, в раздевалках и комнатах. Такие уголки выглядят ярко, красочно и не вызывают страха или других негативных эмоций, но в то же время регулярно и ненавязчиво напоминают как детям, так и взрослым о том, как важно быть осторожным.

Выстраивая работу с маленькими детьми, важно облекать информацию в различные формы: творческие, игровые, активные, интересные! В детском саду можно проводить кукольные спектакли, создавать театры теней или разыгрывать сценки самостоятельно. Если в основе таких спектаклей будет лежать история, актуализирующая важность пожарной безопасности, воспитатели могут обсудить с детьми серьезную тему, при этом обеспечив снятие их эмоционального напряжения и вовлеченность в развивающий творческий процесс. За примерами таких историй далеко ходить не приходится. Помните, «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»? Активные спортивные мероприятия помогут детям развивать реакцию и способность быстро ориентироваться. А интерактивные лекции от воспитателей помогут узнать много нового о мире, который малыши только начинают познавать.

Пример уголка пожарной безопасности в детском саду. Источник фото: geomama.ucoz.ru

«Мы юные пожарные». Соревнования между детьми старшей и подготовительной групп

Наталья Еремеева
«Мы юные пожарные». Соревнования между детьми старшей и подготовительной групп

Цель: Формировать представление детей о профессии пожарного; закрепить правила противопожарной безопасности, быстро правильно принимать правильное решение в экстренных ситуациях, воспитывать чувство ответственности. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных играх.

Задача: Развивать познавательные интересы детей дошкольного возраста через обучение ППБ в разных формах работы.

Предварительная работа:

Беседа «Чтобы не было пожара»

«Профессия пожарного»

Игра — загадка «Если возник пожар»

Игра — имитация «Пожарные»

Игра «Как хорошо я знаю, что нужно делать при пожаре»

Чтение художественной литературы С. Я. Маршака «Пожар»

Общение с детьми «Основные правила пожарной безопасности»

Дидактическая игра «Осторожно огонь!», «Азбука безопасности»

Тематическое занятие «В гостях у искорки»

Материал: загадки, карточки с предметами, пластиковые бутылочки для воды, песок, одеяло, одежда для игры «Эвакуация».

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на наших соревнованиях «Мы юные пожарные». Сегодня соревнуются две команды, это команда «Огонёк» и команда «Искорка».

Под музыку выходят в зал и занимают свои места.

Ведущая: А состязаться они будут не только в скорости, ловкости и выносливости, но и в знании правил противопожарной безопасности. Оценивать команды будут строгое, но справедливое жюри, а вы, дорогие ребята, будете болеть за наших участников, ведь ваша поддержка для них очень важна.

Итак, я объявляю начало первого этапа наших соревнований – это Интеллектуальная разминка. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а ваша задача быстро и правильно отвечать на них.

От чего может возникнуть пожар?

Чем можно потушить пламя?

Что находиться на пожарном щите?

Для чего нужны все эти предметы?

Назовите номер телефона пожарной службы.

Что нужно сделать, если в квартире начался пожар?

А ещё,попробуйте отгадать загадки:

1. Ушки и душка, под ними кружка Пустое – бренчит, полное – молчит. (Ведро)

2. Всем готова помогать – и копать, и засыпать. Как зовут меня, ребята, догадались все? (Лопата)

3. Из металла длинный шест Два крючочка носа есть. Коль случится где пожар, Смело лезет в самый жар. (Багор)

4. Я всюду рвуся напролет, А называюсь просто. (Лом)

5. Идёт, гудит, дорогу дай, Мигает глазом синим Примчится вовремя, беда Детей и взрослых минет. (Пожарная машина)

6. Рыжий зверь шипит и злится Рыжий зверь воды боится. Ты рукой его не тронь, Искусают всю ладонь. (Огонь)

Ведущая: Я предлагаю жюри оценить знания и эрудицию наших участников, а мы переходим к следующему этапу соревнований. Участникам команд предстоит проявить свою быстроту и ловкость и преодолеть множество препятствий.

Эстафета «Полоса препятствий»

Сейчас наши команды немного отдохнут после такого сложного задания, а я хочу предоставить слово жюри для подведения итогов двух конкурсов.

Слово жюри.

Ведущая: Следующее задание очень сложное, но я думаю, что наши участники обязательно с ним справятся. Я буду зачитывать вам отрывки из разных произведений о пожаре, а ваша задача вспомнить название и автора.

***

Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»

«Кошкин дом» С. Я. Маршак

На площади базарной, на каланче пожарной Дозорный в будке круглые сутки Поглядывал вокруг – на запад, на юг, На север, на восток, не виден ли дымок?

«Пожар» С. Я. Маршак

Один раз загорелся дом. Пожарные послали Боба.

«Пожарные собаки» Л. Н. Толстой

А лисички взяли спички, к морю синему пошли, Море синее зажгли.

«Путаница» К. И. Чуковский

Он подходит, с тротуара достаёт до чердака, Сквозь огонь и дым пожара тянется его рука Из окошка вылетают восемнадцать голубей, А за ними воробей.

«Дядя Стёпа» С. Михалков

Видели люди, смотревшие снизу, Как осторожно он шёл по карнизу. Вот он прошёл половину пути, Надо ещё половину пройти.

«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак

Ведущая поощряет ответы детей.

Ведущая: Ребята, вы все хорошо знаете, какие предметы нам необходимо для тушения пожара, а какие нам не пригодятся. И следующая эстафета – «Выбери нужный предмет» Дети одной команды выбирают карточки с предметами, нужными для тушения огня, другая команда — карточки с другими предметами.

Эстафета «Выбери нужный предмет».

Ведущая: Самое главное вовремя пожара, это уметь вызывать пожарную команду.И сейчас ребята нам это продемонстрируют: (Дети звонят по телефону, вызывают пожарных).

А сейчас, я предлагаю вам всем вместе решить ребус (показывает карточку с зашифрованным словом «вода»).

Участники отгадывают.

Ведущая: Конечно, это вода, наш главный помощник при тушении пожара.

Сейчас я объявлю следующее задание для команд –

Эстафета «Водоносы»

Каждый участник команды должен добежать до ёмкости с водой, зачерпнуть и принести в свою команду. (Дети носят воду в бутылочках). Побеждает команда, которая принесёт больше воды и быстрее справиться с заданием.

Жюри подводя итоги конкурсов.

Ведущая: Очень много воды принесли наши участники, её, конечно, хватит, чтобы потушить огонь, но я хочу спросить у них, чем ещё можно погасить пламя?

Дети: Песком, одеялом.

Ведущая: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное задание – потушить настоящий огонь.

Эстафета «Дружно тушим»

Команды по очереди тушат пламя песком (одеялом).

Ведущая: Иногда, когда возникает пожар, необходимо эвакуировать всех людей из здания. Но в дыму нечего не видно и часто приходится ориентироваться на слух и на ощупь.

Задание «Эвакуация»

Трём детям из каждой команды завязывают глаза и по сигналу предлагают быстро одеться (штаны, шапка, куртка, шарф и т. д.). Побеждает та команда, которая быстрее эвакуируется.

Слово жюри.

Ведущая: Иногда на пожаре всё-таки случаются несчастные случаи и нужно срочно оказать медицинскую помощь. Я думаю, наши участники без труда справятся с этим заданием.

Дети накладывают повязку на руку.

Ведущая: Наши участники соревнований без труда справляются со всеми заданиями, проявили ловкость, быстроту и смекалку, а ещё они очень хорошо знают правила противопожарной безопасности и в последнем задании наших соревнований они их продемонстрируют.

Дети рассказывают правила:

Запомнить всем детям необходимо, Чаще в пожаре гибнут от дыма.

***

*** Правило второе легко запомнить можно С электроприборами будьте осторожны.

***

Не имей привычки носить в кармане спички.

***

Даже крошка уголёк от пожара недалёк.

***

Если младшая сестричка зажигает дома спички Что ты должен предпринять? Срочно спички отнять

***

Спички не тронь, в спичках огонь!

***

Не суши бельё на газом, Всё сгорит единым разом.

***

Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки.

***

Не отключив электроприбор, можно остаться без новеньких штор. Шторы сперва задымятся, а потом вместе со шторами вспыхнет весь дом.

***

Знает каждый гражданин – пожарный номер – 01.

Ведущая предоставляет слово жюри для подведения итогов соревнований.

Награждение команд медалями.

Ведущая приглашает всех участников соревнований в группу на чаепитие!

положение об Отряде Юных Пожарных материал по теме

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Барановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечта»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната

______________ Е.В. Вирясов

» _____ » _______________ 2012 г

ПОЛОЖЕНИЕ

об отряде юных пожарных

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение определяет порядок создания, деятельности отряда, задачи и условия осуществления деятельности отряда юных пожарных (далее ОЮП), их финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавливает права и обязанности юных пожарных.
  2. В Положении используются следующие основные понятия:

отряда юных пожарных – детская общественная организация, которая создается с целью воспитания у детей мужества, коллективизма-бережливости, а также физической закалки и профессиональной ориентации и осуществляет деятельность, предусмотренную настоящим Положением.

юные пожарные – дети школьного возраста (10-116 лет), участвующие на добровольной основе в деятельности ОЮП.

  1. Отряд юных пожарных осуществляет свою деятельность в соответствии с ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 4.2. Устава Всероссийского добровольного пожарного общества,
  2. А так же настоящим Положением.
  3. Отряд юных пожарных создается в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
  4. Деятельность ОЮП координируется органами управления Пожарной части села Барановки и Администрацией школы-интернат.
  1. Основные задачи ОЮП
  1. Объединение ребят, заинтересованных в изучении пожарного дела, в единый профильный коллектив.
  2. Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности.
  1. Изучение теории пожарного дела и мер пожарной безопасности, получение необходимых знаний.
  1. Проведение противопожарной пропаганды.
  2. Приобретение знаний о спасении людей и имущества, а также выработка умения оказания первой помощи пострадавшим на пожаре.
  3. Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в образовательном учреждении.
  4. Организация выпуска тематической стенной печати, размещение материала в школьной газете » Классная жизнь».
  5. Организация взаимодействия с местными средствами массовой информации .
  6. Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.
  7. Участие в проведении тематических выставок, линеек, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.
  8. Под руководством преподавателя , наставника, назначенного из сотрудников Пожарной части, работников ВДПО производится:
  1. Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара.
  2. Поддерживание необходимой профессиональной и спортивной готовности команд юных пожарных.
  1. Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.
  2. Физическая закалка, занятия пожарно-прикладным спортом. Участие в проведении соревнований.
  3. Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и тушения пожаров.
  4. Проведение массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров под руководством инспекторского состава Государственной противопожарной службы, а также участие в проведении пожарно-профилактических мероприятий в своих учебных заведениях, а также по месту жительства и в подшефных детских дошкольных учреждениях.
  5. Получение медицинских знаний по оказанию помощи пострадавшим при пожаре.
  6. Использование школьных радиоузлов, фотоаппаратов для противопожарной пропаганды, выпуск с этой целью стенгазет, фотомонтажей, «Молний».
  7. Проведение противопожарных выставок, тематических конкурсов, викторин, слетов.
  8. Организация и проведение собраний, шествий, тематических экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.
  9. Проведение сбора исторических материалов о пожарной охране, создание школьных музеев, комнат пожарной охраны.
  10. Организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, выдающимися спортсменами по пожарно-прикладному спорту.
  11. Развитие детского технического творчества (изготовление поделок связанных с пожарами.). Оказание шефской помощи ветеранам пожарной охраны.
  12. Выработка активной позиции в борьбе с нарушителями правил пожарной безопасности и распространение передовых форм работы дружин юных пожарных.
  13. Знакомство с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Расширение его технического кругозора.

  1. Порядок создания и организация деятельности ОЮП
  1. Дружины и отряды юных пожарных в соответствии со ст. 25 ФЗ » О пожарной безопасности» создаются по инициативе органов управления образованием, пожарной охраны, ВДПО.
  1. ДЮП и ОЮД, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях отдыха на период пребывания в них детей.
  1. Администрация учреждения при помощи подразделений противопожарной службы и добровольного пожарного общества подбирает и утверждает из числа своих сотрудников организатора работы с дружинами и отрядами юных пожарных, которые проходят подготовку в пожарной части и в базовых школах своего города или района.
  1. Базовыми центрами по работе с ДЮП и ОЮД является ПЧ-
  1. ОЮП возглавляет командир, который выбирается на общем собрании юных пожарных. Команда ОЮП отчитывается о проделанной работе (в устной или письменной форме) на общем собрании членов штаба ДЮП.
  1. Руководство работой ОЮП
  1. Для организационного и методического руководство ОЮП создается координационно-методический Совет или Штабы, в состав которых входят представители организация ВДПО, органы управления образования, ПЧ- , комитета по делам молодежи, редакция районной газеты, радио и других заинтересованных организаций.
  2. Начальник штаба по работе с ДЮП и ОЮП, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным приказом ОГОУ Барановская школа-интернат, ПЧ-.
  1. Права и обязанности юных пожарных
  1. Юные пожарные имеют право:
  1. Принимать участие в смотрах, конкурсах, выставках, соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, собраниях, шествиях.
  2. Награждаться и поощряться органами управления образованием, Советом ВДПО, пожарной охраной и органами местного самоуправления за смелые и решительные действия при тушении пожара и спасение людей, животных, материальных ценностей, а также за активную и добросовестную деятельность в ОЮП.
  3. Получать удостоверение, подтверждающее членство в ОЮП.
  4. Бесплатного посещения выставок, кинопросмотров, других мероприятий, проводимых с целью противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
  5. При имеющейся возможности носить отличительную форму и атрибутику, определяющую принадлежность к ОЮП.
  1. Юные пожарные обязаны:
  1. Соблюдать общепризнанные принципы и нормы поведения, требования пожарной безопасности, а также нормы, предусмотренные настоящим Положением.
  2. Быть организованным, дисциплинированным.
  3. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
  4. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста об опасности огня, недопустимости игр с огнем.
  5. Распространять среди населения памятки, листовки, плакаты и другие материалы по пожарной безопасности.
  6. Оказывать содействие органам местного самоуправления, образования, пожарным добровольцам и пожарной охране в осуществлении пропаганды в образовательных учреждениях и среди населения по месту жительства.
  7. Участвовать в доходах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, различных построек и населенных пунктов.
  8. Активно участвовать в деятельности ОЮП.
  9. Совершенствовать свои знания по вопросам пожарной безопасности, уровень подготовки к знаниям пожарно-прикладным спортом, изучать и знать историю развития пожарной охраны
  10. Дорожить честью и званием юного пожарного.
  1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ОЮП
  1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ОЮП (приобретение учебных пособий и пожарно-технического вооружения, значков, отличительной формы одежды, канцелярских принадлежностей, имущества для культурно-массовой работы, оборудование уголков юных пожарных и др.) осуществляется администрацией школы. ВДПО предоставляет учебные классы и спортивные сооружения для занятий по основам пожарного дела и пожарно-прикладному спорту.
  1. Реорганизация и ликвидация ОЮП
  1. Реорганизация ОЮП осуществляется по решению образовательного учреждения, ВДПО и пожарной охраны.
  2. Ликвидация ОЮП осуществляется по решению руководства учреждения в соответствии с действующим законодательством и по согласованию с органами управления образованием, ВДПО и ПЧ- ..

Информационный сектор

Культмассовый сектор

Редколлегия

Спортивный сектор

Командир 1 звена

Командир 4 звена

Командир 2 звена

Командир 3 звена

Отряд юных пожарных

Командир отряда